Война 1812 года в баснях И.А. Крылова и офортах Б.А. Попова

Тип статьи:
Авторская


В военно-историческом музее 1812 года открылась мини-выставка офортов художника — графика Бориса Андреевича Попова (1937-2001 гг.), иллюстрирующих тексты известнейших басней Ивана Андреевича Крылова.

Басни Крылова, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года, занимают особое место в его богатейшем литературном наследии. Они сразу «превращались в живую историю», в доступной форме объясняя современникам происходящее, в героях басен легко узнавались реальные исторические персонажи.

Еще в марте 1812 года была написана басня «Кот и Повар». В ней Иван Андреевич отразил события, происшедшие за несколько месяцев до нападения Наполеона на Россию. Нарушая заключенные договоренности, французский император увеличил численность своих войск в Пруссии и Польше. Русское правительство посылало многочисленные протесты, которые не оказали на Наполеона никакого влияния. В басне говорится о Поваре, который вздумал стыдить кота Ваську, укравшего курчонка. Для современников мораль басни была очевидна: по существу, это был совет, адресованный императору Александру I: «Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить».

В ночь на 12/24 июня 1812 года Наполеон отдал приказ начать переправу через Неман. Армия Наполеона быстро продвигалась, захватывая один за другим города, села, деревни. Над страной нависла смертельная опасность. В этой ситуации Крылов пишет басню «Раздел», в которой говорится о торгашах, которые, «имея общий дом и общую контору», так увлеклись дележом денег, что не заметили пожара, который вспыхнул в доме. В басне звучит обращение к россиянам, которые еще не осознали, не прониклись мыслью о необходимости ставить общее дело — дело спасения Отечества — выше личных интересов, личных выгод:

«Нередко от того погибель

всем бывает,

Что чем бы общую

беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

О выгоде своей».

Под «честными торгашами» автор подразумевает высший генеральский состав русской армии, где в трудную для Родины минуту шли непрерывные совещания, борьба за личные интересы, споры о генеральских постах.

В начале сентября 1812 года, после Бородинского сражения, М.И.Кутузов был вынужден принять решение об оставлении Москвы неприятелю. Весть о сдаче Москвы французам вызвала недовольство в войсках и у значительной части общества. К тому же, Александр I неоднократно выражал неудовольствие тем, что Кутузов не слишком спешит разбить Наполеона. В это тяжелое для страны время Крылов обнародовал басню «Обоз». В ней автор уподоблял русскую армию громоздкому обозу, нагруженному глиняными горшками. Обоз нужно было в сохранности свезти с очень крутой горы. «Конь добрый» (Кутузов) осторожно и осмотрительно, не разбив ни одного горшка, спустился с горы. А вот «Лошадь молодая» (Александр I), бранившая старого коня, похвалявшаяся тем, что она «возик свой не свезет, а скатит», опозорилась.

Слова в заключительном нравоучении, вероятно, также являлись злым намеком на Александра I, проигравшего Аустерлицкое сражение:

«Как в людях многие

имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже»

Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны,? «Волк на псарне»:

«Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню…».

Аллегория была понятная сразу. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение. Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Существует легенда, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и показал седую голову. Письмо К. Батюшкова- Н. Гнедичу от 30 октября 1813 г. свидетельствует о большом успехе, который имели патриотические басни Крылова в армии: «Скажи Крылову, — писал Батюшков, — что… в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием».

В басне «Ворона и курица» отразилась сложная нравственная ситуация, сложившаяся в русском обществе к 1812 году. Часть высшего дворянства обожествляла Наполеона, наиболее романтично настроенные ее представители ожидали, что император освободит «рабскую» Россию от невежества, снимет ярмо крепостного права, а некоторые надеялись, что под французами жить будет уж точно не хуже, лукаво предполагали договориться с врагом.

По вполне конкретному поводу в 1813 году И.А.Крыловым была написана басня «Щука и Кот». В виде Щуки был выведен адмирал П.В. Чичагов, который командовал сухопутными войсками, преследовавшими Наполеона. Он должен был не допустить переправы войск Наполеона через Березину, но позволил Наполеону переправиться через Березину и избежать плена. Словом, Щука взялась не за своё дело. Это определило знаменитую мораль:

«Беда, коль пироги начнет печи

сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдет на лад».

В басне «Собачья Дружба» содержится намек на раздоры между членами «Священного союза», вспыхнувшими на Венском конгрессе 1815 г. Бывшие союзники настолько поссорились, что готовы были защищать свои интересы силой оружия. Австрия, вступив в сговор с Англией и Францией, выступила против России и Пруссии. А басня «Чиж и еж» написана Крыловым в ответ на упреки в том, что он не воспел императора Александра I после окончания Отечественной войны, как многие другие литераторы того времени.

Великолепные графические работы наро-фоминского художника Б.А. Попова, являясь превосходными иллюстрациями к басням И. А. Крылова, имеют и самостоятельную ценность. В них не только созданы вполне определенные художественные образы, но и особым языком передана специфика гротескно выразительного басенного повествования.

Е.СУВОРОВА, главный хранитель музея 1812 года.

24.11.2015

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!