Напоенное музыкой слово - романс

Напоенное музыкой слово - романс

11 ноября в старинном особняке военно-исторического музея 1812 года звучали русские романсы. Пел Вячеслав Кузин. На рояле ему аккомпанировала Лидия Виноградова.

Они подарили малоярославчанам подлинное и поэтому редкостное музыкальное наслаждение. Это был великолепный концерт, на котором можно было услышать как бытовые, так и классические романсы XIX века. Звучали произведения Глинки, Чайковского, Дюбюка и других величайших русских композиторов на стихи столь же великих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Алексея Толстого.

Лидия Виноградова, помимо игры на рояле, рассказывала об истории создания каждого произведения.

XIX век — это пора расцвета русского романса. Прежде всего потому, что он совпал во времени с золотым веком русской поэзии, пушкинской порой, как называют первую треть этого столетия.

Поэт оказал глубочайшее воздействие не только на литературу, но и на русскую музыку как на оперную, так и на камерную. Именно поэзия Пушкина дала толчок развитию романсной лирики. И, когда Михаил Глинка положил стихи Александра Сергеевича на музыку — русский романс вознесся до уровня подлинного искусства. В пушкинскую эпоху появляются Александр Варламов, Александр Алябьев, Александр Гурилев и другие композиторы-романсисты.

Прозвучали романсы Глинки на стихи Пушкина «Мери», «Молитва» на стихи Михаила Лермонтова и другие.

У истоков русского романса стоял и Александр Дюбюк, написавший их несколько сотен.

Малоярославчанам, наверное, интересно будет узнать, что Александр Дюбюк по происхождению — француз. Он был сыном маркиза Жана Луи Бернь Дюбюка де Бримо, эмигрировавшего в Россию. Родился в Москве, незадолго до вторжения в Россию Наполеона, который, кстати, по некоторым сведениям, был его родственником, а именно — мужем его двоюродной тетки. Композитор прожил долгую жизнь, застал Пушкина, Толстого, нескольких императоров, включая Николая II. Дюбюк написал несколько сотен романсов, среди них и прозвучавшие на этом музыкальном вечере романсы «Не обмани» на стихи Генриха Гейне, «Улица, улица, ты, брат, пьяна» на слова Василия Сиротина. Кстати этот романс любил исполнять Федор Шаляпин. Вячеслав Кузин спел несколько романсов из репертуара великого русского баса: «О, если б мог я выразить в звуке …» и, конечно же, «Очи черные».

Звучали романсы Александра Варламова, Петра Булахова, Павла Козлова… Можно еще долго перечислять услышанные на этом вечере произведения, всего их было исполнено двадцать два. Но сложное это дело — писать о концерте, на котором у зрителей затрагивались такие потаенные струны души, что у них на глазах появлялись слезы.

Русская вокальная школа всегда придавала большое значение интонации, выражающей тончайшие движения души, которыми наполнены романсы. Именно поэтому русские песни, в том числе и романсы непросто петь. При исполнении используются разные приемы выразительности: широкая кантилена, декламационные вокальные обороты, тембровое, динамическое разнообразие. Все это богатство приемов, позволяющих рассказать о богатом внутреннем мире человека, абсолютно подвластно мастерству Вячеслава Кузина. Он вообще может петь русские темы, как мало кому из певцов, в том числе и профессиональных, дано. Своим неповторимым голосом проникая в самое сердце человека.

Вячеслав Кузин и Лидия Виноградова на этом вечере смогли сделать для живущих сегодня живым и осязаемым то далекое пушкинское время. Тем более, что в антураже воссозданной в особняке музея обстановки старинной гостиной романсы двухсотлетней давности звучали особенно гармонично.

Малоярославчан на этом музыкальном вечере собралось много. Небольшой зал еле вместил их всех. Оглушительные овации, охапки цветов, восторженные слова благодарности подарили они артистам. Тепло поблагодарила их директор военно-исторического музея 1812 года Елена Щебикова. В подарок своим почитателям Вячеслав Кузин несколько романсов спел на бис.

Светлана ХАРИТОНОВА

07.12.2017 18:40
11

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!