Межрегиональный семинар - практикум "Небо Родины"

31 октября калужский сайт КР40. RU разместил следующую информацию: «С 27 по 29 октября в Малоярославецком районе были обследованы места крушения трех самолетов времен Великой Отечественной войны. Сначала поисковики обнаружили обломки самолета ДБ-3, который не вернулся из боя в начале войны. На месте падения были найдены фрагментированные останки членов экипажа, части экипировки, двух парашютных систем… Специалистами будет проведена очистка деталей, на которых могут быть заводские номера самолета — именно по ним можно установить имена погибших членов экипажа. Самолет ДБ-3 использовался в начале войны, в том числе и не по прямому назначению: на нем штурмовали вражеские колонны, идущие на Москву. При этом он значительно уступал немецким истребителям и становился для них легкой добычей, рассказывает телеканал „Звезда“.

»Потери здесь были колоссальные, — говорит член экспертного совета по авиации Поискового движения России Сергей КАТКОВ. — За 10-12 дней каждый полк терял по 15-20 самолетов. Это один из десятков, может быть, даже сотен самолетов, которые были сбиты на этом направлении".

Специалисты по авиапоиску провели работы в районе падения самолета ПЕ-2, экипаж которого не могут опознать уже около 10 лет. На месте был найден заводской номер самолета, который поможет в установлении имен летчиков.

Кроме того, по информации местных жителей был совершен выход на ещё одно предположительное место падения советского самолета. Установлен тип бомбардировщика — ПЕ-2. Найден его заводской номер, по которому установлена принадлежность самолета к частям дальней разведки. Предположительно, самолёт потерпел катастрофу в ходе разведывательного вылета на территорию, занятую противником".

Историческая справка.

ДБ-3 — дальний бомбардировщик, на котором было установлено пять мировых рекордов, в частности, совершён беспосадочный перелёт экипажа В.К.Коккинаки и А.М.Брядинского по маршруту Москва — восточное побережье Северной Америки (8000 км за 22 часа 56 мин.). Применялся в войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне. В ночь на 8 августа 1941 г. особая группа ВВС Балтийского флота на этих самолётах нанесла первый бомбовый удар по Берлину. Главный конструктор С.В.Илюшин. Произведено чуть более 1,5 тыс. шт. (фильм «Торпедоносцы»).

ПЕ-2 («Пешка») — пикирующий бомбардировщик. Главный конструктор В.М.Петляков. Произведено 11,5 тыс. шт. Применялся в Великой Отечественной войне и войне с Японией (фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика»).

Комментарий от командира поискового отряда «Беспокойные сердца» Панской школы Елены Борисовой: «С 27 по 29 октября на территории Малоярославецкого района (лагерь „Русичи“ — А.И.) прошёл семинар-практикум организаторов авиационного поиска времен Великой Отечественной войны „Небо Родины“, организованный общероссийским общественным движением по увековечению погибших при защите Отечества „Поисковое движение России“, дирекцией журнала „Военная археология“, Всероссийским информационно-поисковым центром. В нём приняли участие поисковые отряды из Томска, Казани, Воронежа, Тулы, Наро-Фоминска, Коломны, Кирова, Балабаново, Малоярославца и др.

Отрабатывалась методика обследования мест крушения самолетов военного времени. Особое внимание уделялось особенностям работы на тех точках, которые уже были обследованы ранее и считались малоперспективными. Главная задача семинара — показать начинающим авиапоисковикам, как системная работа на местности помогает установить судьбу самолета даже в том случае, если первичный поиск в районе крушения оказался безрезультатным.

Практическая часть семинара проходила на местах крушений двух военных самолетов. Один из них — бомбардировщик ДБ-3, члены экипажа которого погибли в 1941-42 годах. В 2013 году этот самолёт был найден поисковиками из отряда „Ополченец“ (командир В.Д.Богомолов, Наро-Фоминск) между деревнями Сокольники и Старорыбино. Летом того года поисковые работы на месте гибели самолёта были продолжены бойцами отряда „Беспокойные сердца“. Была углублена воронка на месте падения самолёта, расчищена значительная площадь вокруг неё, найдено ещё несколько фрагментов останков лётчиков. Тогда же в сентябре бойцами поисковых отрядов „Беспокойные сердца“ и „Надежда“ (командир А.Гуськов, Коломна) в ходе ещё одного выезда была расширена обследуемая площадь места падения самолёта, найдены многочисленные обломки обшивки и детали. Заместителю командира отряда „Надежда“ Сергею Каткову были переданы останки лётчиков для проведения экспертизы в институте антропологии. По заключению эксперта, останки принадлежат двоим разным людям. Именно поэтому, когда организаторы семинара обратились с просьбой подобрать места для работы участников семинара, было выбрано место падения бомбардировщика ДБ-3.

В первый день экспедиции проведена зачистка большой площади леса вокруг воронки от самолёта. Примерно в 25 метрах от этого места найдена парашютная система (парашют застёгнут, что говорит о том, что лётчик им не воспользовался), советские монеты и ещё три фрагмента костных останков. К сожалению, номерных деталей, которые могли бы помочь установить судьбы летчиков, найти пока не удалось. Работы на месте гибели советского самолёта будут продолжены.

На следующий день поисковые работы проводились в лесу за дер. Бородухино, где несколько лет назад коломенским поисковым отрядом „Надежда“ с помощью местных старожилов — очевидцев падения самолёта в октябре 1941 года был найден ПЕ-2, фрагменты останков пилота, установлен номер двигателя (сам он передан в музей авиазавода в Казани, где выпускались двигатели этой марки). По архивным данным установлен экипаж одного из самолётов, погибших в этом районе. Но пока не найден номер самолёта, нет уверенности в том, что это именно этот экипаж. Поисковикам — участникам семинара повезло: номер найден! Сейчас ведутся работы по его очистке и расшифровке.

В этот же день мы с инструктором отряда „Беспокойные сердца“ Олегом Васьковым и замкомандира отряда „Надежда“ С.Катковым встретились с местным жителем Николаем Клочковым, который показал место падения ещё одного самолёта ПЕ-2 у дер. Сокольники. В первые же минуты проведения разведки найдены детали, позволившие сразу установить марку самолёта. А на отмытом от болотной грязи куске дюралевой обшивки прочитался номер самолёта. К вечеру следующего дня С.Катков сообщил фамилии членов экипажа и дату гибели. В боевом донесении 2-го разведывательного авиаполка, в состав которого входил самолёт, сказано: „12.10.41 г. не вернулся с выполнения боевого задания на разведку“. Имена лётчиков мы пока не сообщаем, ведь останки их ещё не подняты. В ближайшее время поисковики планируют начать работы по подъёму самолёта».

К этому следует добавить, что все раскопки проводились на территории сельского поселения «Село Ильинское», на местах поисковых работ побывал глава администрации села С.Н.Хромылёв. По телефону Сергей Николаевич мне сказал, что одобряет и поддерживает такие поиски, пополняющие историю ильинской земли, жаль только, что, по словам старожилов, в 1950-е годы многие фрагменты самолёта просто растащили. 4-6 ноября «Беспокойные сердца» продолжили работу на месте падения ПЕ-2. Было найдено много обломков самолёта и фрагменты останков пилотов.

Ещё во время воинской службы в Кудиново доводилось слушать несколько рассказов о падениях наших самолётов в войну. Наиболее известный случай связан с Героем Советского Союза Григорием Соколовым. О некоторых случаях рассказал краевед Алексей Старцев в очерке «Тараны в малоярославецком небе», опубликованном в 2015 году в первом местном альманахе по истории Великой Отечественной войны.

Некоторое время назад перед увольнением социальный педагог ПУ-12 Н.Г. Васюткина передала мне свою справку по истории железнодорожного училища Малоярославца. В ней есть такой абзац: «Учился в Малоярославецком ж.д. училище № 3 и Александр Данилович Маркин… Работая шофёром в аэроклубе, он заканчивает его в 1936 г., а в 1938 г. заканчивает лётную школу. Участвует в войне с белофиннами… Немцы у стен Малоярославца (разве такие стены были? — А.И.). Маркин получает задачу бомбить немецкие танки. В небе Малоярославца тревожно, бьют немецкие зенитки. В бомбардировщик попадают два вражеских снаряда. Штурман лейтенант Масловец доложил, что бомбы не сбрасываются, т.к. заело механизм сброса. Повреждённый самолёт, загружённый бомбами, плохо слушается руля. Убиты штурман и воздушный стрелок, и тут появляются „мессершмитты“, они набрасываются на подраненную машину. Замолк пулемёт, значит радист погиб. Самолёт загорелся, и тогда Александр Маркин направляет горящую машину с полным боекомплектом на скопление немецких танков. Нет, не забыли люди подвиг Маркина, но вот беда, разные очевидцы называют разные места падения самолёта: ул. Аэродромная, д. Панское, дорога на Оболенское… Да и важно ли это? Важно то, что комсомолец Маркин до конца выполнил свой долг в небе под Малоярославцем, повторив подвиг Гастелло».

К сожалению, источник этой информации не указан, и я об этом факте не слышал больше нигде. А насчёт места падения самолёта важно, ибо это может помочь подтвердить или опровергнуть рассказ. Кстати, а где похоронен экипаж? Если подвиг был, то он должен как-то отметиться наградами. Можно проверить по сайтам «Мемориал» и «Подвиг народа». О катастрофах с нашими сбитыми самолётами упоминает в своём дневнике и Пелагея Брагина, которая во время оккупации в с. Юрьевском выходила 17 тяжелораненых красноармейцев. В общем, загадок войны ещё множество, и разгадывать их наш долг.

Александр Исаченко

07.12.2017 19:00
19

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!