Пора нам в оперу скорей!

Что опера может предложить на сегодняшний день? Музыку, голоса, наряды. Но для кого? Для молодого человека, жизнь которого состоит из автомобильных пробок, кофе из аппарата, интернета, кино и глянцевых журналов? Согласитесь, для него поход на оперу — сомнительное удовольствие. И какие только способы «оживления» этого жанра не придумали современные композиторы, режиссеры-постановщики, чтобы удивить публику: создавали произведения на провокационные темы, ставили классические оперы в современной трактовке и многое другое. Однако Эдуард Бояков, бывший генеральный директор Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», создатель Московского пасхального фестиваля (совместно с Валерием Гергиевым), считает, что шансы у оперы есть: «В кризисе оперы виноваты и публика, и музыканты. Публику, конечно, надо воспитывать — при помощи, кстати, простейших маркетинговых ходов: просвещение, абонементы, ценовая политика. Но виноваты и композиторы — в течение последних пятидесяти лет музыка полезла в такие дебри, что ее невозможно слушать. Композиторы должны перестать высокомерно относиться к широкой публике, понятие актуальности предполагает сегодня стирание границ между популярной и «высокой» музыкой».

Этот небольшой экскурс в состояние современного оперного искусства призывает поразмыслить: а как вы относитесь к опере в целом?

Но для тех, кто не мыслит себя без классической музыки, в частности, её вокального компонента, 13 февраля в зале Калужской областной филармонии прошёл праздничный концерт «Пора нам в оперу скорей». Джузеппе Верди и Карл Мария Вебер, Николай Римский-Корсаков и Петр Чайковский, Рихард Вагнер и Джакомо Пуччини, Александр Бородин и Антон Аренский — со сцены звучали шедевры русской и европейской опер. Выступали солисты и мужской хор Калужской областной филармонии, а также студенты отделения «хоровое дирижирование» Калужского областного музыкального колледжа им. С. И. Танеева.

В какой-то степени, дата концерта оказалась символичной: мероприятие прошло в преддверии дня рождения русского композитора Александра Даргомыжского. Крупнейшая фигура, во многом определившая пути развития русской музыки и исполнительского стиля русских певцов. Отражая в музыке идеи критического реализма, течения, характерного для русского искусства той эпохи, он создал замечательные образцы вокальных произведений, в которых с небывалой до него силой прозвучала тема социального неравенства. Даргомыжский был новатором в создании интонационно правдивых вокально-речевых фраз. Эту особенность отмечал и критик А. Серов, говоря, что бесчисленные промежуточные оттенки между кантиленой и речитативом, между нотой спетой и сказанной говорком, являются тем новшеством, которое оказало воздействие на оперную музыку и может открыть в этой области большие возможности.

Концерт прошел на едином дыхании, номера следовали один за другим, но неизменным оставалось качество исполнения музыкальных произведений. И мужской хор филармонии, и смешанный хор колледжа им. Танеева выступали как единый слаженный организм, поражая четкостью дикции, показали отличную работу с нюансировкой (совокупность динамических оттенков, применяемых при исполнении музыкального произведения; прим. автора), тембровую насыщенность. Как всегда, на высоком профессиональном уровне, технически виртуозно исполняли арии из опер солисты филармонии Ирина Самойлова (сопрано), Мария Селявинская (сопрано), Екатерина Попова (сопрано), Игорь Рубцов (тенор) и Вадим Прикладовский (бас). Сюрпризом для зрителей стало выступление сводного хора, в состав которого вошли Мужской хор филармонии и смешанный хор колледжа. Такое объединение коллективов в последний раз было без малого 20 лет назад, в далёком 2001 году. Сводный хор исполнил три произведения: «Как по мостикам, по калиновым» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», хор «И ой, взойдёт» из музыки к весенней сказке «Снегурочка» А. Гречанинова и хор «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь». Последним номером дирижировала студентка IV курса музыкального колледжа Элеонора Яковлева. Трижды выпускница Центра внешкольной работы г. Малоярославца (хореография, вокал, рукоделие), а также выпускница Детской школы искусств по классу фортепиано, Элеонора нашла свое призвание в дирижировании, в работе с хором. Молодой дирижер рассказала о процессе подготовки к концерту, о работе с таким большим коллективом. «… Я отдельно работала с хором моего колледжа — это обязательная дисциплина в обучении дирижеров, и мужским коллективом из филармонии — эти занятия зачитывались мне как педагогическая практика. Конечно, поначалу я испытывала определенные трудности: в работе со студентами легче найти объяснить то, что ты от них хочешь добиться. В то время как взрослые люди из мужского хора с неким предубеждениям относятся к молодым специалистам. Так как до 2007 года хор имел статус любительского, естественно не все исполнители имеют целенаправленно музыкальное образование. Поэтому приходится искать альтернативные пути решения проблем технического склада (работа над звуком, правильным дыханием во время пения и другими профессиональными навыками). На совместных, сводных репетициях стояла задача соединить огромный коллектив воедино и заставить его работать сплоченно, как единый механизм. Я думаю, что наше выступление на концерте наглядно показало, что мы справились с поставленными задачами…»

Мы поздравляем Элеонору Яковлеву с успешным выступлением на прошедшем концерте и приглашаем дорогих читателей на следующие мероприятия, которые пройдут в Калужской филармонии в марте. Вас ждёт концерт Венского филармонического Штраус Оркестра — 6 марта в 19:00, а также оперетта «Летучая мышь» — не просто одно из самых непревзойденных творений автора, Иоганна Штрауса-младшего, но и одна из самых изумительных оперетт — 11 марта в 19:00.


Ярославна Мясина

ФОТО автора


26.02.2018 00:00
159