Орднунг смерти и жизни

Константин Хабенский:
«Фильм направлен на людей, которые не разучились чувствовать и не разучились сопереживать. Эти качества в себе сейчас важно сохранять, особенно с учетом последнего времени».

Беспросветный ужас лагеря смерти сегодня воспринимается как грозное предупреждение: никогда такое не должно повторится.

В фильме немецкое слово «Ordnung», в переводе – порядок, звучит достаточно часто. Порядок, о котором идет речь в фильма «Собибор» не укладывается в понимании обычного человека. Этот «порядок» установленный нацистской машиной уничтожения целых наций нечеловеческая система. В ней «порядком» считается убийство женщин, издевательства и унижение беззащитных людей. Война – штука страшная, это порождение ада. Однако и в ней, за всю историю человечества сложились некие «условия».

Основополагающие принципы были записаны в Женевской Конвенции о военнопленных в 1929 году. В основе её – гуманизм к военнопленным. Фашизм перечеркнул все принятые нормы и, главное, саму суть отношения к человеку, как к себе подобному существу. Идея «высшей расы» вылилась в чудовищную кровавую оргию. Символична сцена в фильме «Собибор» со скачками на живых людях и одуревшими от алкоголя, собственной безнаказанности и мании величия фашистскими ублюдками.

В фильме, вообще, очень много мрачных сцен. Наверное, это необходимо. Особенно сегодня, когда память о реальных ужасах той войны постепенно уходит в небытие, когда уходят из жизни ветераны, своими глазами видевшие последствия того нацистского «порядка», и, самое, ужасное, когда поднимает голову неонацизм. Тем, кто пытается нынче маршировать в колоннах с факелами, с нацистской символикой на одежде, нужно ткнуть в лица этот фильм. Чтобы они увидели – как это было. И если в этих молодых людях ещё не стёрта человечность – они ужаснутся.

«Собибор» Константина Хабенского кино-крик, кино-удар, кино-призыв. Смотрите, смотрите и не опускайте глаза – так это было. Жутко, бессмысленно кроваво. Это был реальный ад на земле.

Надежда Андриевич, директор кинотеатра «Центральный»:
Уникальная история побега из концлагеря Собибор давно ждала воплощения на экране. В основе книга Ильи Васильева, основанная на воспоминаниях Александра Печерского. Также соавторами сценария явились Константин Хабенский и Александр Адабашьян. Главную роль исполнил Константин Хабенский, для которого фильм стал также и режиссёрским дебютом. Помимо Хабенского, в фильме снялись Кристофер Ламберт (Горец), Михалина Ольшанска (Матильда), Мария Кожевникова и многие другие, не менее прекрасные актёры и актрисы.
Лично мне фильм понравился. Единственное, что мне показалось не совсем правильным: однобокий показ немцев — ведь не все они одинаковые звери-садисты… всегда среди таковых находился один-два положительных персонажа. Мне не хватило вот такого разворота. Но, воспоминания, наверное, были именно таковыми.
Фильм «Собибор» прошёл в кинотеатре «Центральный» с большим зрительским успехом.

Абсолютное зло не имеет национальности. Быть может, поэтому Хабенский опустил некоторые подробности концлагеря «Собибор». В частности, тот факт, что охрану лагеря составляли 125 бандеровцев, над которыми начальствовали 13 немецких эсесовцев. Хотя тревожно поглядывая на разворачивающиеся в соседней Украине события, фактическую почти легализацию батальонов, служивших нацистам, наверное, все же этот факт можно было акцентировать. Но режиссер решил по-своему и он прав в своём понимании и видении картины.

Наша справка
Лагерь смерти Собибор, организованный нацистами в Польше, действовал с 15 мая 1942 года по 15 октября 1943 года. За это время в нём было убито около 250 тысяч евреев.
В 1962—1965 годах в Киеве и Краснодаре состоялись судебные процессы над бывшими охранниками лагеря. 13 из них были приговорены к смертной казни.
12 мая 2011 года мюнхенский суд приговорил к пяти годам тюрьмы бывшего охранника Собибора Ивана Демьянюка.
По состоянию на 2018 год, в живых осталось три участника восстания в Собиборе— Семён Розенфельд (УССР), поляк Мэйер Зисс и голландка Сельма Энгел-Вейнберх. Один из участников восстания Алексей Вайцен скончался 14 января 2015 года, другой, Аркадий Вайспапир, умер 11 января 2018 года.

Картина о единственном в истории удачном восстании заключенных в нацистском лагере смерти «Собиброр» шла в калужских кинотеатрах чаще всего при полных залах.

По-разному восприняли зрители эту тяжелую для глаз и сердца кинокартину. У некоторых, выходивших из зала, на глазах были слезы, большинство молча и отстраненно смотрело куда-то глубоко в себя. Были и те, кому фильм категорически не понравился.

Елена: Моему сыну 12 лет. Этот фильм стоит посмотреть. Показан весь ужас фашизма. Нет слов… Некоторые считают, что детям 12 лет такое смотреть нельзя, не соглашусь- нужно! Подрастающее поколение должно знать свою историю, героизм людей! А в 18 лет уже поздно, как было уже сказано. Ребёнок мне сказал: Мама, неужели все эти зверства творили люди? Мурашки по телу до сих пор!

Виталий: Фильм очень хороший. Но до «Список Шиндлера» не дотягивает. Нет такой жестокости и драматизма. Фильм для понимающих, кто ждёт супер экшн могут не ходить. Хабенский просто красавец, уважаю этого человека!

Тимур: Ожидал большего от фильма. Картина больше похожа на театр, очень мало слов. Когда сравниваешь со списком Шиндлера, всякими Форрестами Гампами и т.д., то закрадывается вопрос: Ну почему наши не могут снять настолько же сильное кино? Ну и конечно идиотизм в виде гусей на территории лагеря, где ели даже крыс, тоже печалит. Не рассказано ни о самом лагере, ни о Печерском.

Зоя Деркачёва: Я выходила из кинозала у меня дрожали руки и ноги… Интересно, а сегодняшние немцы смотрят эти фильмы? Зал был полный. Что приятно удивило, что было достаточно много подростков и молодых людей, где-то 30 летнего возраста. В титрах прочитала, что 150 тысяч человек выдали немцам местные жители...!!! Нет слов...


Владимир АНДРЕЕВ

Кадры с сайта

kinopoisk.ru

28.05.2018 14:30
41