Моя задача - направить детей

Сквозь призму творчества можно многое узнать о человеке: как он думает, чем живет, какой у него характер. Сегодня мы поговорим об удивительном человеке, талантливом педагоге и рукодельнице Марианне Николаевне Майховой. Её дизайн-студия «Креатив» уже много лет принимает в свои объятья тех, кто неравнодушен к творчеству, кто хочет делать чудеса своими руками.

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе.

— Я всю жизнь прожила здесь, в Малоярославце. Первые творческие шаги я сделала еще в детском саду, где мои работы отправляли на конкурсы, затем в школе (училась в школе № 131), продолжила в детской художественной школе, которую закончила на отлично. Это и послужило выбором будущей профессии (Тарусское училище — мастер художественной росписи по дереву). Работала в Калуге, заново училась и работала на лаковой миниатюре. Но Калуга мне не полюбилась, и поэтому вернулась в Малоярославец. В Малоярославецком леспромхозе был сувенирный цех, там я и трудилась. В трудные девяностые, чтобы выжить, приходилось менять сферы деятельности, искать дополнительный источник дохода, переучиваться. Трудилась на разных поприщах, работала и бухгалтером, и вышивальщицей в ателье, и продавцом, и секретарем, и инспектором отдела кадров. Настала стабильность, сын учился, кардинально менять в своей жизни ничего не могла. Но я никогда не оставляла творчество: закончила курсы кройки и шитья, курсы вышивки на швейной машине, курсы изготовления кукол из фарфора. И как только сын получил диплом и трудоустроился — я поняла, что свободна, и стала искать себе работу по душе.

С таким настроем в 2006 году я пришла в ЦВР. Я очень благодарна Румянцевой Ольге Алексеевне, завучу центра, она была первой, кто в меня поверил, направил, научил. Так началась моя творческая деятельность в центре, работа с детьми. Все, чему я научилась, все свои познания и навыки, я передаю детям. Мы и учимся и творим вместе.

— И, конечно же, проходили различные педагогические и творческие курсы?

— Стоит отдать должное нашему директору — Жуковой Ольге Анатольевне, создающей все условия для обучения своих педагогов. За период работы в центре я побывала на всевозможных мастер-классах, закончила московские курсы «по основам работы с эфопластом», неоднократно повышала свою квалификацию в областном институте развития образования. Я очень люблю учиться — жажда знаний мне только пригодилась в жизни.

— Большое количество детей посещает ваши занятия. Я заметила, что вы работаете и с особыми детьми. Отличается ли чем-то работа с ними от занятий с обычными детьми?

— Я приведу слова В.О. Ключе-вского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаѐшь...» Именно тогда найдётся подход к каждому из них. Наверное, мне легко работать со всеми, потому что я люблю заниматься прикладным творчеством и люблю детей.

— К вам приходят дети с какими-то определенными целями: например, хочу заниматься аппликацией (квиллингом), шить игрушки или просто приходят заниматься?

— Скорее, это инициатива родителей, одного желания ребенка мало. В нашу студию приводят детей с 5-6 летнего возраста, но в основном детей начальной школы. Когда мои воспитанники приходят, мы работаем по общей программе, а потом я смотрю, какое направление заинтересует ребенка, с каким материалом нравится работать каждому ученику. А потом, на основе сделанных выводов, предлагаю детям заниматься тем, что им больше понравилось.

Ко мне ходят заниматься дети разного возраста и, зачастую, так получается, что старшие помогают младшим. Ходят семьями, где сестры помогают своим братьям. За годы работы здесь, в Центре внешкольной работы, мальчиков было сравнительно немного. В основном мы занимаемся рукоделием и это, скажем так, «девчачье» дело не очень увлекает мальчиков.

— Как и у любого педагога в Центре, у вас есть рабочая программа. Работа с чем и в каких техниках там отображена?

— Моя задача приобщить детей к прикладному творчеству, помочь овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками работы с различными материалами. На все годы обучения (программа рассчитана на 3 года) есть основные блоки: бумагопластика (аппликация, квиллинг, декупаж, контруирование из бумаги); пластилинография (создание объемных и рельефных изделий из пластилина, самозастывающей массы); экопластика (конструирование из природного материала, флористика); интерьерная игрушка (мягкая игрушка, текстильная кукла); вышивание (вышивка шелковыми лентами, вышивка бисером); валяние (сухое и мокрое валяние, шерстяная акварель); бисероплетение (бисерная скульптура); работа с бросовым материалом.

После того, как дети обучены первоначальному этапу работы в той или иной технике, я даю им свободу. Итоговая поделка может быть любая, на усмотрение детей. Они сами фантазируют и работают. Я же только направляю, помогаю, если возникнут трудности. Ведь моя задача — научить детей, чтобы они сами, на основе полученных знаний, могли что-то сделать.

— Расскажите об участии ваших воспитанников в конкурсах.

— Наш формат работы предполагает выставки и фестивали заочного типа. Дети готовят свой проект, я фотографирую работы, оформляю конкурсные заявки и отсылаю их. Обязательно участвуем и побежда- ем в районных и областных

конкурсах, являемся неоднократными победителями всероссийских конкурсов. Прошедший учебный год тоже принес немало наград нашей студии. Воспитанники стали победителями во всероссийском конкурсе «Свободу творчеству» г. Москва, победителем в областном конкурсе по ПДД «Елочка ГАИ» (поездка в Этномир). В этом году мы выезжали со своими работами в г. Сосенский Козельского района на открытый III фестиваль-конкурс фольклорных коллективов и объединений по традиционному ДПИ и получили диплом лауреата — второе место. Участвовали в конкурсах «Святые Заступники Руси» г. Москва, «Чистый город» в Санкт-Петербурге, в конкурсе национального парка Угра «Мой друг — Зубр», в конкурсе «Дети-творчество-право» г. Калуга, во всероссийском конкурсе «Зоопарк» г. Москва, в конкурсе «Особые дети -2018» г. Москва. Ежегодно устраиваем свою итоговую выставку декоративно-прикладного творчества. Детям интересен этот формат работы.

— Постоянно появляются всё новые и новые формы рукоделия: квиллинг, канзаши, сутажная вышивка, амигуруми и многие другие. Среди такого разнообразия можете назвать самое любимое?

— Мне очень нравится работать с кожей. Но так как это дорогостоящее занятие, а необходимо искать оптимальный вариант, который под силу любому воспитаннику, то попробовать с детьми не получается.

— А сами выставляете свои работы на конкурсах?

— Раньше выставлялась, но не сейчас. Есть желание, только работ нет — я очень люблю делать подарки, все дарю близким и друзьям. К, сожалению, сейчас остались только фотографии.

— Вы сотрудничаете с творческими объединениями Центра внешкольной работы?

— Да, когда просят помочь руководители коллективов. Я шила игрушки для кукольного театра Надежды Добровольской, шила костюмы для персонажей сказок, костюмы для танцевального коллектива Марины Башмаковой.

— Что нового хотели бы попробовать на занятиях своей студии в будущем году?

— В планах — поработать с грунтованным текстилем, освоить технику льняного зодчества, технику джутовая филигрань.

Также хочу заниматься индивидуально с талантливыми, одаренными детьми. И, конечно же, выйти на международный конкурсный уровень.

Беседовала Ярославна Мясина.

08.06.2018 11:30
21