Чтобы количество взлетов совпало с числом посадок

В нашем небольшом городке нет аэропорта, нет самолётов, выполняющих рейсы по местным, российским или международным воздушным линиям. Естественно нет ни лётного состава, ни бортпроводников. Вернее они есть, но из бывших. В Малоярославце даже постоянно проживает бывший командир самолёта ТУ-154, заслуженный пилот Советского Союза, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Пётр Яковлевич Стрыков со своей женой – заслуженным работником здравоохранения Лидией Ивановной Дубковой. Есть в Малоярославце и бывшие бортпроводники.

К примеру, автор этой статьи, имеющей налёт в шесть с половиной тысяч часов, и не раз попадавшей в нештатную, аварийную и предаварийную ситуацию. Стоит заметить, что чистый налёт часов определяется с момента отрыва самолёта от взлётной полосы аэропорта отправления до момента касания бетонки в конечном аэропорту. Но ведь есть ещё достаточно большое время предполётной и послеполётной подготовки.

Живёт в нашем городе и бывший бортпроводник Григорий Черкасов, попавший в авиакатастрофу, когда при неблагоприятных погодных условиях при жёсткой посадке самолёта ТУ-154 на бетонку аэропорта города Красноводска, отвалилась хвостовая часть. К счастью, он остался жив.

Наконец, бывшая бортпроводница, на днях безвременно ушедшая из жизни, Лариса Саркисян. Это не весь перечень тех, кого я знаю.

Кто из нас может представить себе полёт на борту самолёта без стюардессы? Со стороны кажется, что это несложная профессия, а между тем она совмещает множество функций. Это и менеджер, умеющий быстро организовать посадку, высадку и эвакуацию пассажиров при аварийной ситуации, и психолог (ведь рядом с академиком может занимать кресло рядовой рабочий, сотрудник агропромышленного комплекса), и специалист сервиса, и в крайних случаях спасатель.

История возникновения этой профессии началась в 1928 году, когда на борт самолёта начали брать отдельного человека для обеспечения сервиса во время полёта, стюарда. В основном это были официанты – мужчины из дорогих ресторанов. До этого пассажирами занимался второй пилот, что было не совсем удобно и безопасно.

В наше время задача бортпроводников не изменилась. Главное – это обеспечить комфорт и безопасность полёта для пассажиров.

Кроме того, бортпроводники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь. У меня был случай рождения мальчика на борту самолёта, случаи смерти, приступов эпилепсии и др. Необходимо обладать высоким профессионализмом и хладнокровием, уметь предотвратить внештатные ситуации.

Несмотря на романтичность профессии, она относится к категории опасных для жизни и здоровья. Помимо стрессов, внештатных ситуаций и вероятности катастроф, стюардессы, как и весь экипаж, подвергаются воздействию радиоактивного излучения верхних слоёв атмосферы.

Как я попала в бортпроводницы?

Практически случайно. Мой день рождения совпал с днём космонавтики – 12 апреля. Друзья и знакомые шутили, ну быть бы тебе космонавтом, в крайнем случае – бортпроводницей. А тут был объявлен конкурс на приём в бортпроводники. Шутки ради я подала заявление. На конкурс пришло более 250 человек. Мандатная комиссия работала четыре дня. В результате в списки попали 25 человек, в том числе и я. Бортпроводников подбирают по принципу «трёх О»: образ внешний, то есть речь, мимика, привлекательность, опрятность и другие; образ внутренний – к нему относятся черты характера, и образ профессиональный, включающий в себя специфические навыки и знания. В результате сформировалась группа из 17 человек. Кого-то забраковала медицинская комиссия, кто-то не прошёл по другим параметрам. Отбор был очень жёстким. Затем были курсы в учебно-тренировочном отряде (УТО). И после успешной сдачи экзаменов и зачётов – первые стажёрские полёты.

Нештатные ситуации

В моей лётной практике таковых было предостаточно. Например, после взлёта нашего борта при обязательной проверке, была обнаружена на взлётной полосе резина от колеса шасси. Полёт до Москвы (аэропорт Домодедово) длился три часа двадцать минут. Представляете, в каком напряжении был экипаж и бригада бортпроводников из пяти человек. Перед посадкой экипаж должен был снизиться на минимальную высоту, чтобы специалисты с земли могли определить, от нашего ли лайнера осталась резина на взлётной полосе. Всё обошлось благополучно.

Были два случая отказа двигателя в воздухе, не выпускались шасси. Справились с положением.

Очень серьёзная ситуация случилась при посадке в аэропорту Толмачёво (г. Новосибирск). Полёт был сложный с двумя промежуточными посадками и двумя предоставлениями питания. На борту самолёта 10 человек экипажа и 154 пассажира, в основном это были студенты стройотряда. За ними глаз да глаз. Царапали острыми предметами иллюминаторы, что может привести к разгерметизации. Собирались большими группами в разных частях салона, от чего может нарушиться центровка самолёта и может потеряться управление.

Подлетая к Новосибирску, на высоте 400 метров самолёт попал в движущееся грозовое облако. Лайнер бросало из стороны в сторону как вертикально, так и горизонтально. О борт разрывались как будто заряженные снаряды величиной с гусиное яйцо, сопровождаемые ослепительными ярко-голубого цвета вспышками. Опасность была и в том, что при такой низкой высоте самолёт могло бросить на бетонку. Результат мог быть плачевным… Опытный командир вывел самолёт из грозового облака, и мы произвели благополучную посадку в другом аэропорту.

Стоит ли описывать, в каком состоянии были наши перепуганные студенты в салоне самолёта. Мы перелетели в Толмачёво, притихшие пассажиры молча спускались по трапу.

Были и приятные моменты. На борту нашего самолёта летали знаменитые артисты: Лев Лещенко, который конкретно для бригады бортпроводников исполнил «День победы». Что тоже могло привести к нарушению центровки, так как пассажиры повскакивали с мест и устремились в служебный отсек бортпроводников. Еле рассадили их по креслам и просили не вставать с мест. Летел Иосиф Кобзон и подарил контрамарки на его концерт в нашем городе, Ролан Быков, космонавты, летевшие на «Гагаринские чтения» и многие другие знаменитости.

Неизменным остаётся пожелание – чтобы количество взлётов всегда совпадало с числом посадок.

А вам, дорогие наши читатели, желаю чистого неба над головой. И чтобы в мирном небе раздавался гул самолётов только гражданской авиации.

Людмила ТКАЧ.

Фото из домашнего архива.

13.07.2018 10:50
11