Железные магистрали

5 августа Россия и Белоруссия отмечают День железнодорожника, учреждённый указом Президиума Верховного Совета СССР 1.10.1980 г. Основателем железных дорог считается император Николай I, и этот праздник отмечался с 1896 г. в день его рождения. После революции по идеологическим соображениям был отменён и восстановлен в 1936 г.

6 августа — День железнодорожных войск Рос-сии, установленный указом Президента РФ от 18.07.2006 г. В этот день Николай I утвердил Положение о составе управления железной дороги С-Петербург – Москва, в соответствии с которым были сформированы первые воинские формирования для эксплуатации и охраны магистралей.

Своей урбанизацией Малоярославец обязан строительству через город железной дороги и началу работы железнодорожного депо. Так здесь появился первый водопровод, первое электричество, рабочий класс, первая забастовка. Дорога способствовала торговле, свободе передвижения. «Железка» не только требовала грамотных специалистов, но и толкала вперёд городскую медицину (поликлиника), образование (школа и детский сад), культуру (клуб Ленина), строила жильё и пр. В I мировую через Малоярославец шли составы с военными грузами, в теплушках везли на фронт пополнение, назад шли санитарные эшелоны с ранеными. Часть их выгружалась и оставлялась на долечивание в городе. О железнодорожниках в местных СМИ в советское время печаталось не просто много, а очень много, однако, в последние годы эта тематика идёт с явным затуханием.

Командир бригады железнодорожных войск Павел Кабанов (в дальнейшем Герой Социалистического труда, генерал-полковник технических войск) вспоминал начало войны: «Воспользовавшись поражением войск Юго-Западного фронта, противник начал развивать наступление на восток. В это время наша бригада прикрывала и ставила заграждение на участках Бахмач – Конотоп – Ворожба – Белгород, Белгород – Харьков и Белгород – Курск. Обслуживать столь большие участки пришлось из-за того, что наших соседей, 1-ю и 4-ю железнодорожные бригады, с середины августа перевели в состав Резервного фронта, прикрывавшего ближние подступы к Москве, а затем слившегося с Западным фронтом. Там эти бригады и остались» (1). Много ли железных дорог с юго-запада ведут к Москве? Я знаю только одну – через Малоярославец.

Напомню читателям, что 43-я армия, воевавшая на малоярославецкой земле в октябре 1941 г. и в конце декабря 1941 – первой половине января 1942 гг. входила вначале в Резервный, затем в Западный фронт.

В книге «Малоярославец. История и современность» (2013) в моём тексте написано: «В бою [при освобождении Малоярославца] наши войска поддерживал бронепоезд «Смерть фашизму». Этот факт оспорили краеведы П.Г. Семёнов и В.И. Меленчук. Но он связан с военными мемуарами В.К. Соловьёва «Под Наро-Фоминском» (2). В этой книге несколько раз упоминается Малоярославец и в т.ч. о боях за его освобождение. В середине января 1942 г. во время боёв в направлении на Верею в одну из подчинённых частей прибыл командарм-33 генерал-лейтенант М.Г.Ефремов. Он объявил о присвоении лейтенанту Белкину очередного воинского звания старший лейтенант, вручил ему орден Красного Знамени. Далее «Ефремов немного помолчал, сосредоточенно оглядел присутствующих: «А теперь вот какое дело, товарищ Белкин. Машинист бронепоезда «Смерть фашизму!» Василий Савельевич Белкин в ночь на второе января при штурме города Малоярославца погиб за Родину смертью героя. У него нашли ваш адрес. Потому и узнали, что это ваш отец. Вечная ему память и слава».

Если машинист бронепоезда погибает в бою при штурме города, о чём говорит командарм, это что означает? При этом бронепоезду вовсе не обязательно прибывать в город, чтобы себя продемонстрировать, он мог поддерживать наши наступающие войска орудийным огнём и с 3 и 5 км.

О бронепоездах в Гражданскую говорится достаточно много. Во всём обилии, что написано, рассказано и снято о Великой Отечественной, железнодорожники вообще и военные в частности находятся на далёких третьестепенных ролях. Между тем, на 22 июня 1941 г., кроме 53 армейских бронепоездов, СССР имел и солидные бронесилы НКВД: 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 современных моторных броневагонов. Как правило, бронепоезд (либо подразделение мотоброневагонов) входил в состав сформированных в конце 1930-х гг. дивизий НКВД по охране железнодорожных сооружений. Каждому «железнодорожному» полку «полагалось» по одному бронепоезду, который служил мощным резервом для усиления гарнизонов (в составе от отделения до роты), охранявших мосты, узловые станции и другие важные объекты вдоль магистралей. Предполагалось, что «крепости на колесах» сумеют оперативно уничтожить вражеский десант или подразделение диверсантов.

В фильме «Крепость на колёсах» (3) говорится, что в начальном периоде войны Красная армия имела 54 бронепоезда, в т.ч. лёгкие (ПВО, связи, бронедрезины, броневагоны, бронеплощадки, бронеавтомобили для движения по рельсам). После войны они были разобраны на металлолом, сохранилось лишь несколько единиц.

О том, что происходило на железнодорожных магистралях во время нашего отступления, говорит приказ № 033 от 23.07.1941 г. по управлению войсковой охраны тыла Западного фронта: «7. Выставить заградотряды численностью в 30 человек каждый на железнодорожных станциях Бологое, Волоколамск, Можайск, Тихонова пустынь, Сухиничи, Брянск с задачей задержания всех лиц, незаконно двигающихся за пределы тыла фронта… заградотрядам [убыть в пункты дислокации] не позднее 14.00 23.7.41 г.

Начальник охраны войскового тыла Западного направления генерал-лейтенант Соколов.

Военный комиссар и начальник ПО (политотдела – А.И.) охраны войскового тыла Западного направления старший батальонный комиссар Шевченко» (4).

С прорывом немецких войск 5.10.1941 г. к Юхнову в Малоярославце началась спешная эвакуация предприятий и населения, последний эшелон с эвакуируемыми, по утверждению П.Г. Семёнова, ушёл 15 октября.

В побратимском для нашего района Подольске был создан бронепоезд «Подольский рабочий». Его боевая мощь определялась зенитной установкой, на каждой бронеплощадке в шестигранных башнях находились пушки и четыре пулемёта. Он был передан 43-й армии и позднее объединён с бронепоездом «Коломенский рабочий» в 55-й отдельный бронедивизион (5). Проходил ли «Подольский рабочий» через Малоярославец информации пока нет.

Для того, чтобы понять роль железнодорожных войск и масштаб перевозок в Московской битве, пламенём которой вовсю опалило и Малоярославец, приведу следующую статистику. Участвовало ж/д бригад – 5, строительно-путевых ж/д батальонов – 9, восстановительных ж/д – 7, батальонов механизации ж/д работ – 5, мостостроительных ж/д батальонов – 2, военно-санитарных поездов – 26 (сразу вспоминается душевный фильм «На всю оставшуюся жизнь» с одноимённой песней – А.И.), военно-санитарных летучек – 14, отдельных дивизионов бронепоездов – 12, отдельных бронепоездов – 10, плюс 4 бронепоезда НКВД, 26 временно-санитарных поездов и 14 санитарных летучек, 5-й банно-прачечный поезд (6).

Известный местный железнодорожник Н.И. Леонченко рассказал, что Анатолий Иванович Колков около 70 лет трудился в ж/д депо ст. Малоярославец. Родился он в дер. Чуркино, семилетку закончил в Адлеровке. «Стал кочегаром в команде, обслуживающей бронепоезд, который возила знаменитая «Овечка», одетая в броню» (7).

Враг тоже использовал этот вид военной техники. Так в сводке его потерь 30.10 — 2.11.1941 разведотдела штаба Брянского фронта отмечалось: «Нашей авиацией на ж.д. Курск – Орёл разбит бронепоезд противника, который прикрывал восстановительные работы ж.д. пути, проводимые пленными красноармейцами; при атаке авиации немцы разбежались, воспользовавшись этим, разбежались 60 красноармейцев».

«В мае 1942 г. в район ст. Обнинское прибыл необычный состав из нескольких вагонов – поезд-типография газеты Западного фронта «Красноармейская правда»… представлял собой мощное предприятие, оборудованное новейшей по тем временам полиграфической техникой, дававшее возможность печатать на ротации четырёхполосную газету небольшого формата. Поезд поставили неподалёку от станции на специально проведённой в лесной просеке железнодорожной ветке». Здесь некоторое время служил военным корреспондентом Александр Твардовский, создавая главы своего поэтического шедевра «Василий Тёркин» (8). Газету наверняка читали и малоярославчане.

В конце 1944 г. нарком путей сообщения Л.М. Каганович прислал работникам депо Малоярославца Московско-Киевской ж.д. телеграмму: «НКПС с удовлетворением отмечает добросовестную работу вашей паровозной бригады, занявшей в социалистическом соревновании первое место на дороге… За образцовое выполнение заданий по перевозкам и экономию топлива в дни четвёртой военной зимы, НКПС объявляет вам благодарность и премирует месячным окладом каждого. Желаю дальнейших успехов в работе» (9). Среди прочих адресатов в ней названа фамилия Андрея Петровича Возика. С ним мне довелось разговаривать в 2014 г., и на память об этой встрече осталось фото. Посмотрите, обмундирование железнодорожников почти не отличалось от формы одежды полевых войск.

После войны ж/д составами для заселения вновь образованной Калининградской области было отправлено около 20 тысяч жителей Калужского региона. На ж/д вокзале г. Советска недавно всем переселенцам поставлен памятник.

Ещё приведу выписку из такого примечательного протокола № 15 от 5.06.1952 г. заседания исполкома Малоярославецкого Горсовета депутатов трудящихся: «Слушали: утверждение названия новых улиц города. Решили: утвердить названия улиц расположения в железнодорожном городке … им. Раевского» (10). Ф.66, оп. 1. д. 68, л. 77.

Вот лишь некоторые фрагменты из железнодорожной истории Малоярославца.

С праздником железнодорожники прошлого, настоящего и будущего! Успехов вам в работе, крепкого здоровья и счастья.

Александр Исаченко.

1. Кабанов П.А. «Стальные перегоны». М. Воениздат. 1973. С. 108 ж/полки, ж/д корпуса.

2. Соловьёв В.К. «Под Наро-Фоминском». М. Воениздат. 1960.

3. Фильм «Крепость на колёсах». Передача по ВГТРК «Калуга» 14.05.2016.

4. Форум «Охрана войскового тыла Западного фронта». Forum.patriotcenter.ru/index.php.

5. Панков Д.Д. «Фронтовые дороги Подольска». 2015. С. 220-221.

6. «Красная армия в самой крупной битве истории». Справочник о воинских формированиях, участвовавших в Московской битве (30.09.1941 – 20.04.1942). М. Воениздат. 2007. Госмузей обороны Москвы.

7. Леонченко Н.И. «Дорога, длиною в жизнь». «Малкрай», 30.10.2008.

8. Прусакова Н.А. «События Московской битвы. Образы времени». Калининград. ООО «Аксиос». 2015. С. 238-246.

9. «Искра», 10.12.1944.

10. Архив Малоярославецкого района. Ф.66, оп. 1. д. 68, л. 77. Козырева Н.К., Соколова Е.В., Бессуднова А.П. «Листая страницы прошлого». М-ц. 2014.

03.08.2018 11:10
28