«Малоярославец. Дивный край»

Творчество

Она родилась в самом начале ХХ века. Тяготы и лишения революционных лихих дней и последующие за ними ужасы ГУЛАГа не только не сломили художницу, но и никак не отразились в её творчестве. Напротив, в её картинах наблюдается внутренняя безмятежность, сила и радость жизни. Их не коснулся бушующий мир. Значимой для Чернявской была не внешняя сторона жизни, а её содержание. Красота и добро – вот чем наполнено творчество художницы.

Пейзаж. Чернявская постоянно обращалась к природе края. В её пейзажах живёт благородное чувство любви к героической земле. Работы тонкого лирика можно объединить темой – «Тихая моя Родина». Она рисовала лес, речку, небо с перистыми облаками, поля и луга русской равнины с их скромными красками, полутонами. Многочасовая, порой каждодневная работа на природе требовала от неё упорства и выносливости. В картине «Вид на реку Лужу» развёрнут природный ландшафт. Сколько поэзии, покоя и тишины в русском пейзаже!

«Вдали такая незабываемая музыка дали. А я смотрю, и, вместо того чтобы писать на полотне эту божественную гамму красок, любуюсь, и не хватает дыхания от восторга», – писала о своих чувствах художница.

Портрет. «Картина – это поэма, а портрет – сонет. Портрет должен нести в себе высокое духовное начало», – говорил живописец Павел Корин. Портрет – это всегда чья-то история. За годы проживания в Малоярославце художница написала сотни портретов горожан и селян. Это передовики производства, комсомольские активисты, известные председатели колхозов и совхозов, работники депо, простые люди, которых она встречала на улицах города, в деревнях, чьи лица привлекали её внимание.

Натюрморт. Художница преуспела в натюрморте. У неё свой почерк. Своя тема. В этом жанре Елизавета Александровна достигла высот мастерства. Хороши наливные яблоки на её полотнах, ощущается их глянцевитая кожица. А в натюрморте с лимонами – бугристость их кожицы. А её знаменитый лук! Слышится шуршание золотистой шелухи. И всё это говорит о таланте живописца.

Графика. В городе, прославленном своим героическим прошлым, Елизавета Александровна живо интересовалась событиями 1812 года и всем, что связано с Малоярославецким сражением. Сегодня в фондах музея 1812 года хранится замечательная коллекция её графики.

«Художник – всегда мыслитель», – говорила Елизавета Чернявская. Она была интересным собеседником, поражала всех начитанностью, воображением. В её обществе можно было окунуться в поэзию Серебряного века, поговорить о западной литературе, русской классике, о художниках и мировых шедеврах живописи.

Живя в трудных материальных условиях, Елизавета Чернявская свои лучшие натюрморты, портреты и пейзажи не продала, а создала коллекцию для участия в калужских областных выставках и в составе калужских художников – в московских вернисажах. Она медленно, но уверенно приближала свои персональные выставки.

Выставка – это обмен энергией между автором и зрителями. Проспекты, буклеты с выставок, персональных и общих.Сколько их было! Е.А. Чернявская – участник областных, зональных, республиканских выставок. В Малоярославце ее выставки прошли в 1963, 1965, 1968, 1969 годах. В Калуге с 1967 по 1994 год она участвовала в 9 групповых выставках живописи калужских художников. В 1974 году и в Калуге, и в Обнинске прошли её персональные выставки в связи с 70-летием художницы. В 1992 году, когда Е.А. Чернявской было 88 лет, её выставка состоялась в Боровске. Великая подвижница продолжала нести искусство в массы.

Дар городу

26 апреля 1985 года согласно договору дарения Е.А. Чернявская передала Малояро-славецкому городскому Совету народных депутатов 21 картину, написанную маслом, и три акварели. 30 июля 1992 года в бывшем староприимном доме Свято-Никольского Черноостровского монастыря открыли галерею. Через 10 лет ей присвоили имя живописца Чернявской. Ей было 98 лет. В 2018 году фонды Е.А. Чернявской переданы и экспонируются в Малоярославецком музейно-выставочном центре им. И. Солдатенкова.

Кроме того, картины Е.А. Чернявской находятся в Калужском музее изобразительных искусств и Музее истории г. Обнинска. В военно-историческом музее 1812 года в Малоярославце. В краевом краеведческом музее и художественном музее имени В.И. Сурикова в Красноярске. В городских картинных галереях Мосальска, Тарусы и Ульянова Калужской области. В Фергане – малой родине художницы. А также в частных коллекциях венцев, калужан, малоярославчан, одесситов, москвичей и т.д.

Человек, которого трудно забыть

Смотришь на живописные полотна Чернявской и понимаешь, что нечто большее смотрит на тебя с картин! Во всём любовь и одержимость, желание понять природу. Чернявская принадлежала к той породе творцов, для которых правда искусства была выше их личной судьбы.

Трагизм судьбы не убил в ней человеческое, не погасил надежду. Наоборот, ощущая тяжесть пережитого, она собрала всю волю, сохранила энергию для великой духовной подвижнической работы.

Занятия живописью помогали ей держать душевное равновесие. «Кисть держать – удерживать равновесие. Писать красками – значит, разговаривать с Богом, показывать ему его мироздание. Окунёшься в прекрасное и почувствуешь – оно вечно! Кисть правит миром».Сколько сил было отдано за любимое дело! Только последние годы она жила сравнительно спокойно. Но годы взяли своё. Силы ушли. Старость одолела. Не могла работать – зрение ослабло.

19 августа 2005 года мир проснулся без неё. Она преставилась в день Преображения Господня, её душа вознеслась в голубые выси, которые она так любила рисовать. 21 августа при свете лампад и свечей усопшую отпели в храме Сошествия Святого Духа и похоронили на Даниловском кладбище за оградкой, рядом с родными.

Свет её сердца не угас с уходом художницы, прожившей чуть меньше ста одного года, в мир иной. Господь даровал ей талант, она пронесла его через всю жизнь. Остался на земле её добрый след. Это её дети-картины, в которых живёт её щедрая душа.

И сегодня Елизавета Александровна даёт нам бесценные уроки, как сохранить мужество, держать «прямую спину», остаться верным своим идеалам в минуты лишений и испытаний.

Татьяна ЖИДКОВА.

18.09.2018 13:35
36