«Прежде всего, надо быть творческой натурой!»

День воспитателя – очень важный и нужный праздник. Ведь именно этим людям – воспитателям, педагогам – мы доверяем величайшую ценность, наших детей. Именно они закладывают основы нравственности и жизненных устоев, от них во многом зависит, каким вырастет маленький человечек.

На этот раз героем предпраздничной статьи стала Светлана Владимировна Портянко – достойный представитель своей профессии. Победитель районного этапа конкурса «Я в педагогике нашел своё призванье» в номинации «Лучший воспитатель», обладатель гранта Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского, творчески одарённый и активный человек. Наша беседа прошла на рабочем месте Светланы Владимировны – в уютной изостудии МДОУ «Синяя птица», обители художника и педагога по призванию.

Как победителя районного этапа конкурса по педагогике, вас ждало участие в соревнованиях на следующем уровне – областном. Расскажите о выступлении в Калуге.

На областном этапе собрались лучшие воспитатели и педагоги со всех регионов. Конкурс проводился по нескольким номинациям. И что самое интересное, в нашей номинации – самое большое количество участников – 17 человек. Получается, что детские сады участвуют наиболее активно.

Сам конкурс состоял из двух этапов: заочный и очный. Первая стадия соревнования предполагала три формы работы: написать эссе, продемонстрировать семинар в записи и оформить свой личный интернет-ресурс. Я разработала свой личный сайт «Научусь-ка» (https://www.nauchuska.com), позиционируемый как детская образовательно-развлекательная онлайн-школа.

Очный этап включал в себя несколько составляющих: кейс-турнир и занятие с калужскими детками. Успешное прохождение этих двух заданий позволяет пройти на следующую ступень: показать мастер-класс, а также принять участие в круглом столе с министром образования Калужской области Александром Аникеевым. Это было непростое соревнование. Мне не хватило несколько баллов, чтобы перейти к мастер-классу и собеседованию. Однако считаю, что выступила достойно.

Но в любом конкурсе самый первый этап – это подготовка. Откуда черпаете идеи, вдохновение?

Участвовать – непросто, идей много, хочется их воплощать. И первыми, кто меня поддерживают во всех моих начинаниях – это моя семья. Муж и две дочери — они помогают морально, поддерживают, обеими руками «за» любые начинания, от которых будет положительная отдача. А также спасибо нашему дружному рабочему коллективу, который оказывает значительную помощь как просто в работе, так и при участии в конкурсах.

Победы детей на соревнованиях – это также Ваш успех, Ваши заслуги. Дошколята часто участвуют в творческих конкурсах?

Сейчас для детей разработано несметное количество конкурсов, и мы стараемся участвовать в них. Перечислю несколько: международные конкурсы рисунков «Зелёная планета», «Неопалимая Купина», «ЧС глазами ребёнка». Во всех этих марафонах мы занимали призовые места. Дети очень гордятся своими успехами, а мы вдвойне рады за их творческие достижения – ведь это показатель эффективности нашей работы.

Расскажите в вашей рабочей программе. Ведь мало того, что она должна отвечать всем требованиям ФГОС, она включает в себя множество составляющих.

Суть моей программы «Цветик-семицветик» — это живое взаимодействие с культурным наследием города. Мы работаем с музейно-выставочным центром им. И. А. Солдатенкова. И это не просто поход на экскурсию, это тщательная проработка каждого шага. Обсуждаем с экскурсоводами, музейными работниками, какой теме будет посвящен следующий приход детей, когда он состоится. Какие вопросы можно задать ребятам по теме: о цветовой гамме, жанре живописи, тематике работ. Мы знакомимся с полотнами художников выставочного центра, общаемся с музейными работниками. Как рефлексия – в стенах детского сада создаём свой аналог выставки. Это мини–музей: «Малоярос-лавец. Вчера. Сегодня. Завтра». Туда мы собираем совместные поделки детей и родителей. О городе, о событиях 1812 года, Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Столкнувшись с требованиями ФГОС стало понятно, что в моей программе необходимо отразить не только план занятий, но и взаимодействие с другими воспитателями, с родителями. Почувствовала, что без родителей не имеет смысла работать. Они должны знать всю деятельность детей, поддерживать их начинания и активно участвовать. Как пример, ходить вместе в музей. Мы привлекаем родных к совместной работе.

И как откликаются родители?

Бывают разные ситуации, но в большинстве своём они очень отзывчивые. Те, которые заинтересованы во всестороннем развитии детей, очень активные. Иногда приходится переубеждать родителей, которые скептически относятся к рисованию, думают, что их ребёнку это точно не интересно. Но моя позиция прямо противоположна: все дети любят творить, рисовать, созидать. Они приходят познавать новое, и моя задача помочь им раскрыться, найти ту сферу творчества, которая им по душе.

Вы уже несколько лет реализуете данную программу, заметна ли заинтересованность от детей?

Безусловно, отклик налицо, он в сердцах и душах детей. Вы ведь понимаете, что работа моей программы не ограничивается пространством изостудии. Не только я беседую с детьми, но и воспитатели в группах, и при посещении галереи продолжается работа. И результат заметен: дети стали усерднее заниматься, возникает все больше вопросов по творческому профилю. Допустим, художники рисуют разными техниками, разными кистями, щетиной. Когда ребята рисуют у меня на занятиях, они пользуются накопленными знаниями, уточняют нюансы. Задают вопросы по жанрам живописи. А некоторые из детей при поступлении в школу продолжают свои занятия творчеством в художественных студиях и объединениях.

Следующий вопрос – просто классика жанра: почему решили стать воспитателем?

На мой взгляд, прежде всего, надо быть творческой натурой. А я с детства любила рисовать, чувствовала в этом необходимость. Нравилось читать, сочинять. Возможно, поэтому и выбор образования соответствующий: педагог по изобразительному искусству и филолог. Плюс ко всему, очень люблю детей дошкольного возраста. Нравится с ними работать, они впитывают как губка, активные, работают вместе со мной. И здесь, в работе в «Синей птице» я соединила все любимые направления работы, чувствую себя комфортно.

У меня в голове много идей, и дети с радостью воплощают эти идеи на том уровне, котором могут. Это лепные картины, квиллинг, аппликации, рисование.

У Вас есть возможность со страниц газеты поздравить всех своих коллег с профессиональным праздником.

Конечно же, я поздравляю всех нас, работников дошкольного образования с праздником. Желаю от всей души оставаться такими же энергичными, радостными, с достоинством и гордостью держать планку воспитателя. И успехов в работе, в нашем нелегком труде. На наших плечах – новое поколение. Это большой груз, но именно он заставляет нас быть активнее, целеустремленнее, инициативнее.

Беседовала Ярославна Мясина.

25.09.2018 10:50
15