Отечественная война 1812 года в карикатуре

Русская карикатура — это своего рода документальная история Отечественной войны 1812 года. При штабе М.И. Кутузова уже в первые месяцы войны была основана походная типография, которая должна была популяризировать идею народного характера войны. Быстро и оперативно откликнулись на события войны русские художники, сумев найти форму очень выразительную и понятную самым широким слоям общества — политическую карикатуру. Именно на этих «картинках» впервые появились русский мужик, русский солдат, русская изба и русская природа. Карикатуры появлялись и по заказу властей, и по личному желанию художников, среди которых были и профеccионалы, и любители. Далеко не все из рисунков были подписаны, имена многих их cоздателей cегодня уже трудно уcтановить. Однако авторы лучших листов известны. Это Алексей Гаврилович Венецианов, Иван Алексеевич Иванов, Иван Иванович Теребенев и др.

Сюжеты сатирических картинок выбирались очень тщательно. Первые карикатуры появляются в июле 1812 года — это были афиши московского генерал-губернатора Ф. Ростопчина. Количество «летучих лиcтов», так их еще называли, достигает пика во время заграничных походов и сходит на нет со ссылкой Наполеона на о. Эльбу, прекращая злорадствовать над поверженным врагом. В целом было cоздано около 200 произведений этого жанра.

Карикатура отображала в сатирическом виде различные эпизоды войны, подчеркнула мужество русского народа, в том числе простых крестьян, показывала бегство некогда непобедимой наполеоновской армии. Она отличалась лаконичностью и краткостью сюжета. Часто для разъяснения изображенного делались подписи, сочинялись небольшие афоризмы, двустишья или диалоги, которые привлекали читателей чуть ли не больше, чем сами рисунки. Стоили они весьма дорого — от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски. Народ мог увидеть их только на стенах общественных зданий, где они развешивались для всеобщего обозрения.

В фондах Музея 1812 года хранится несколько карикатур, связанных с калужским краем, главный «герой» которых – Наполеон Бонапарт.

«УГОЩЕНИЕ НАПОЛЕОНУ В РОССИИ»

Наполеон сидит в кадке с надписью: «Калужское тесто». Один солдат засовывает ему в рот коврижку «Вязьма», другой наливает сбитень «Вскипячен на Московском пожарище», третий засовывает в сбитень перец. Внизу рисунка надпись: «Свое добро тебе приелось; Гостинцев русских захотелось; Вот сласти русские! Поешь, не подавись! Вот с перцем сбитенек, попей, не обожгись!»

Теребенев Иван Иванович.

«НАПОЛЕОН ПОСЛЕ СРАЖЕНИЯ ПОД МАЛОЯРОСЛАВЦЕМ»

В центре обеих карикатур – Наполеон, которому плохо от принятого лекарства, прописанного «Аптекой под Малоярославцем». На одной из них – склянка рвотного лекарства брошена на землю, на другой – он держит ее в левой руке. На рецепте написано: «Аптекарь Русский Солдат. Pour Mr Napoleon душа мира, лишь бы почаще принимать. По повелению Русского воинства. Аптека под Малым Ярославцем». На первой – соратники императора пытаются помочь ему, на второй — русский крестьянин с топором и ополченец с вилами прощаются с Наполеоном: «Прощай, брат, кланяйся своим, да не забывай наших».

Венецианов Алексей Гаврилович.

12.10.2018 11:55
27