Круглый стол в МФЮА

5 ноября в Калужском филиале МФЮА состоялся «круглый стол» на тему «Почему мир делится на две цивилизации, две религии, две идеологии».


То, что студентам предлагается подумать и поспорить в русле науки о мудрости философии, это правильно, однако в данном конкретном мероприятии, на мой взгляд, есть несколько «но».

Инициатор и ведущая «круглого стола» Н.Б.Ковалёва начала с того, что «на заседании Валдайского клуба наш Президент говорил о разных ценностях Западного мира и Русского мира, о двух цивилизациях. Он считает, что можно найти мир между ними… миру стало понятно… что есть две мирообразующие силы — ныне ослабленный, но ещё живой Русский мир и могущественный Запад».

Но уже предложенная тема породила сомнения. Почему мир делится на две цивилизации? И в географическом, и в экономическом, и в культурном, и в ментальном плане цивилизаций, как минимум, пять: «старушка» Европа, славянская (как средняя между Западом и Востоком, что закреплено в гербе Византийской империи, а теперь России — двухглавом орле), восточная (Индия и Китай), североамериканская и южноамериканская. Мировых религий также признано не две, а в ХIХ веке ими считались буддизм, христианство и ислам, к которым позднее разные религиозно-философские и политические школы отнесли конфуцианство, индуизм, иудаизм и синтоизм.

Что касается идеологии, то ещё Ленин в дореволюционной книге «Что делать?» писал: «Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой „третьей“ идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии)…» Это не цивилизационная, а политическая классификация, и наш президент В.В.Путин на Валдайском форуме говорил не о мировых цивилизациях, а о двух мировых центрах силы. Сейчас их как минимум три: объединённый под эгидой США Запад, Россия с некоторыми государствами СНГ и Китай.

Далее Н.Б.Ковалёва утверждает, что «одна — цивилизация лжеатеизма с его антинаучной слепой верой в Мёртвое начало всего естественного мира, презирающая вселенские законы связей и свободу выбора каждого человека, живущая ложью, подменами, ненавистью и есть религиозная цивилизация, испокон веков изучающая, теряющая, вновь обновляющая в возрождении в разных народах вселенские знания, опыт бытия и ощущения, опыт человека … в Едином Живом Разумном Начале естественного, не искусственного мира».

По классическому диалектическому материализму это объективный идеализм, густо замешанный на неотомизме, как философском учении католицизма, направленного против Реформации. По подаче материала — эклектика (смешение). По содержанию Н.Б.Ковалёва нарушает законы формальной логики, и в частности закон тождества, осуществляя подмену понятий. В историческом плане она явно игнорирует церковный дуализм, состоящий в том, что слуги Божьи одновременно утверждали некое знание о мире и противились до инквизиционных костров против другого именно научного знания. Приписывая атеизму ложь и ненависть, она обходит стороной многочисленные религиозные войны (их современные варианты — действия афганских талибов, ИГИЛ и пр.), кровавые крестовые походы, да и I-я мировая война началась, когда на планете ещё не было атеистических государств.

С удовольствием послушал выступления кандидата исторических наук С.В. Позднякова, кандидата философских наук В.А.Лебедева, заведующего отделом спорта и молодёжной политики В.Н.Карпухиной, руководителя филиала МФЮА С.В. Гусаровой. Но диспута не получилось, студенты не высказались по заявленной теме, а лишь задали несколько вопросов по сегодняшнему местному бытию.

А. МИХАЙЛОВ.

16.11.2015 22:00
425