Владимир Храбрый в малоярославецкой живописи, архитектуре и топонимике

15 июля этого года основателю Малоярославца удельному князю Серпуховскому и Боровскому Владимиру Андреевичу Храброму исполнится 665 лет. Это повод припасть к корням. С чего и как пошёл наш город? Чем славен его князь-воин? Как мы изучаем городскую историю и увековечили основателя города?

Про основателя Санкт-Петербурга А.С.Пушкин написал поэму «Медный всадник». На одной стороне Гром-камня, на котором установлена статуя императора, написано: «PETRO primo CATARINA secunda MDCCXXXII», на другой: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лета 1782». В Москве на Тверской площади напротив здания Моссовета в 1954 г. был открыт памятник основателю столицы князю Юрию Долгорукому. В Угодском Заводе (сейчас г. Жуков) в 1953 г. был установлен памятник маршалу победы Г.К. Жукову. Так в разных городах жители чтут в архитектуре их основателей, освободителей и самых выдающихся земляков, в честь которых названы эти города.

В 2002 г. Малоярославец отметил своё 600-летие. Накануне большую работу по изучению биографии Владимира Храброго, его роли в истории Руси провёл только что созданный музей истории и краеведения во главе с директором Г.Е.Асташковой. Были поездки в Государственный исторический музей, московские храмы. Значительную роль здесь также сыграл историк, редактор газеты «Малоярославецкий край» С.В.Поздняков.

Два элемента празднования были непосредственно связаны с князем Владимиром. Торжественное шествие горожан от площади Г.К.Жукова до Сенной отрыла костюмированная воинская княжеская пешая дружина, при этом сам Храбрый медленно скакал на коне. Многочисленные зрители встречали его аплодисментами ( в 2017 г. этот сценарий был повторён, только князь шёл пешком). Также был открыт памятник князю на Сенной площади у Центра Российского кино напротив Казанского собора. Автором его стал скульптор Анатолий Ефимович Артимович, член Союза художников Белоруссии, профессор Белорусской академии искусств. Люди задаются вопросом как воин, символизирующий князя, может держать в руке обоюдоострый меч, на котором ещё сидит орёл? Мне не удалось найти объяснения символов памятника от самого Артимовича, но в истории многих народов есть символ орла приносящего меч. Кроме того, орёл и меч символизируют о воинских викториях, за которые Владимир получил добавку Храбрый. Есть и версия о том, что это не орёл, а охотничий сокол – птица княжеского рода. В 2016 г.

был отремонтирован постамент памятника, стоимость работы составили около 190 тыс. руб.

Изучая историю Малоярославца, мне не удалось найти ни одного свидетельства увековечивания памяти князя Владимира в царский период в местной живописи, архитектуре и топонимике. Это удивительно. Бюст повытчику земского суда Савве Беляеву, отличившемуся в войне 1812 г., был открыт ещё в 1899 г., но в истории России и Малоярославца князь – фигура явно более великая, чем судебный секретарь. На плакате «Архитектурные памятники Малоярославецкого края», подготовленном в 1980 г. А.А. Бауэром от районного отделения Всероссийского общества охраны памятников о Храбром нет даже упоминания.

Единственный памятник основателю нашего города хранится в музее 1812 года. Фронтовик, местный скульптор Сергей Геннадьевич Смирнов (1900-1976) выполнил «бюст Владимира Андреевича Храброго-Донского. Гипс, тонированный под бронзу. Россия. 1950-е гг. Высота 73 см» (в кавычках надпись под фигурой – А.И.). Но это памятник внутренней (в помещении) архитектуры и о нём мало кому известно.

Топонимика – это наука, изучающая географические названия. В этом плане князь Владимир никак не отметился на малоярославецкой земле не только в царское, но и в советское и постсоветское время. Правда наш историк и краевед С.В. Поздняков рассказал недавно, что в 1979 или 1980 гг. Калужским облисполкомом принималось решение к 600-летию Куликовской битвы назвать площадь перед Черноостровским монастырём в честь князя Владимира Храброго. Идея принадлежала начальнику управления культуры облисполкома П.В. Кудрявцеву, а Позднякову, как его подчинённому, ведавшему памятниками области, довелось готовить соответствующую служебную записку. Но решение почему-то так и не было реализовано. Другой наш краевед почётный гражданин Малоярославца П.Г. Семёнов, бывший в 1973-1983 гг. председателем горисполкома, сказал, что ничего об этом не знает: «Через нас это не проходило».

Как известно, герб Малоярославца был утверждён ещё императрицей Екатериной II. Постсоветское время он официально признан главным символом города. 25 апреля 2012 г. решением районного собрания депутатов № 27 утверждён герб Малоярославецкого района, за основу которого был взят исторический герб Малоярославца, высочайше утверждённый в марте 1777 г. Сверху над щитом с изображением медведя с секирой добавлена княжеская корона.

Теперь о живописи. Первый портрет князя кисти местного художника Владимира Афанасьевича Куликова находим в книге В.Д. Беспалова и А.Е. Дмитриева «Малоярославец» (1960). Он подписан: «Основатель города Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Дмитрия Донского». Изображение чёрно-белое, низкого качества и к тиражированию не годиться. По свидетельству художника Сергея Бауэра, портрет рисовался под заказ и был вывешен в музее 1812 г., когда тот ещё находился в часовне. Попытка выяснить судьбу картины закончилась ничем. В музее она отсутствует и в документации не учтена. Н.В. Котлякова сказал, что когда принимала музей, этой картины уже не было. Директора картинной галереи, где хранились многие полотна художников Куликовых и где Куликов-младший был многократным гостем, В.А. Рычкова и Т.А. Гуркина, а также внучка А.Е. Куликова Л.С. Чукина о судьбе полотна не знают.

ХV пленэра «Малоярославецкая земля в истории России» (2013 г.) — 14 картин, на 10 крупно или мелко церкви, князя нет. Неужели нашу героическую землю представляют только храмы? Это же характерно и для других пленэров. Не нашёл отражения облик князя Храброго и в деятельности местного художественного объединения «Вернисаж».

Между тем, на сайте Российского военно-исторического общества «100 великих полководцев» представлено несколько произведений с изображением основателя нашего города. А в Википедии целая галерея картин и памятников князю: Ф.Москвитин «Князь Владимир Храбрый», Н. Чемоданов «Серпуховской князь», И. Дюков «Князь Владимир Храбрый», А.А. Шишкин без названия картины, П. Попов и В. Моторин «Удар засадного полка» и пр. Возможно, есть изображение князя на полотнах Павла Рыженко «Поле Куликово» и др.

Примечательно, что среди нет ни одного полотна калужских художников, а ведь кроме В.А.Куликова, пожалуй, больше всех художественного внимания уделил князю почётный гражданин Малоярославца Игорь Алексеевич Солдатёнков. Одно его большое полотно «Дмитрий Донской» (х.м. 2003) представлено в МВЦ, другое «Владимир Храбрый с дружиной» (размер 3,5 – 2,5) — на 2-м этаже в ЦРК. Последнее было написано по заказу города в 2003 или 2004 гг. и стоило 100 тыс. руб. Представляется, что эти полотна следует отцифровать и выложить в Википедию и другие ресурсы для пропаганды города воинской славы Малоярославца и его основателя.

Вопрос к читателям: а как в Малоярославце увековечена память сына князя Владимира Храброго, имя которого было присвоено городу? Это для дискуссии, принимаются любые версии.


Александр Исаченко

01.06.2018 22:00
129