Сражение при Малоярославце в медальерном искусстве

В начале-середине 18 века в России появляется и активно закрепляется такой вид европейского декоративного искусства, как создание памятных медальонов, посвященных конкретному историческому лицу, или тому или иному важному историческому событию. Выполняя заказы, художники, граверы и литейщики изо всех сил проявляли свой талант. Образы императоров и триумфаторов-полководцев, облаченных в старинные доспехи, осыпаемые лавровыми ветвями из рук ангелов и муз, под звуки фанфар величественно смотрели с поверхностей бронзовых медалей, напоминая владельцам столь ценных артефактов, в какое удивительное время те живут.

Не стали исключением и памятные события 1812-1814 годов. Именно в то время, когда русская армия поступью победителя вошла в Париж, художника, скульптора и медальера Федора Петровича Толстого посетил замысел об увековечивании в серии медальонов событий, прогремевших на бранных полях России и Европы.

Ф.П. Толстой (1783-1873) родился в Санкт-Петербурге, приходился родным дядей литератору А.К. Толстому (один из создателей «Козьмы Пруткова») и двоюродным дядей Л.Н. Толстому. Получил прекрасное образование. Рано проявил талант к изобразительному искусству и с 1810 г. начал работать на Петербургском Монетном дворе.

Изначально знаменитая серия, состоящая из двадцати памятных медальонов, была инициативой автора, а не государственным заказом. О своем «медальном» замысле Толстой писал так: «Я русский и горжусь сим именем. Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника».

Подготовка к работе шла два года, и в 1816 г. предложение художника было рассмотрено А.С. Шишковым, президентом Академии Наук. Проект был утвержден, а средства выделены. Вместе с Толстым над проектом работал крупнейший русский мастер портретной гравюры Н.И. Уткин. С перерывами серия из двадцати медальонов была закончена в 1836 г.

Сюжеты были созданы в виде символических образов и аллегорий, в том числе и в традициях классицизма, поэтому все персонажи оказались облаченными в старинные греко-римские и средневековые одеяния и доспехи. Каждая фигура, ее поза, жест и окружение является важной составляющей частью сюжета. Аверс у всех медалей был един — император Александр I, повернутый к зрителю в профиль, увенчанный шлемом-шишаком и прикрытый рельефным щитом. Надпись над ним гласила «Родомысл (славянское божество, покровитель мудрости и законов – прим.) девятогонадесять века».

Технология производства подобных предметов была очень долгой и сложной и выглядела примерно следующим образом. После создания рисунка начинается процесс лепки изображения. Модель делали из цветного воска или глины, при этом ее величина должна была быть в три-четыре раза больше получавшейся на выходе медали. Так, например, Толстой сначала делал рисунок, а потом ваял рельеф из розового воска на чёрных сланцевых досках. С восковой модели делался гипсовый слепок, который заполнялся чугуном. После чего создавалась матрица из стали, а затем на специальной гравировальной машине по строгим расчетам начиналось создание медали.

В списке медальонов образец, посвященный сражению при Малоярославце, занимает четвертое место и идет после работ «Народное ополчение», «Битва Бородинская» и «Освобождение Москвы».

На медали изображены пять фигур, две из которых являются центральными. Так, воин справа, одетый в остроконечный шлем и дощатый доспех, сжимающий щит и меч, символизирует русского солдата. Фигура же слева, с голым торсом и в развевающемся плаще, изображает француза. На голове его шлем, выполненный художником в виде драгунской или кирасирской каски армии Наполеона, созданных под влиянием древнегреческих и римских образцов. Напрягаясь изо всех сил и сжимая обеими руками меч, галл наносит удар. Однако русский воин, парируя атаку своим клинком, ломает меч противника. Так художник в символической манере отобразил итог сражения при Малоярославце – ставшего стратегическим переломом в Отечественной войне 1812 года. Три оставшиеся фигуры изображают отступающего врага, и два поверженных тела, распростертых на земле.

Каждая медаль имела собственный девиз и описание. Так, «Бой при Малом Ярославце» имела девиз «Чей меч не сокрушится о скалу народной твердости» и описание: «Превосходная неприятельская сила представляется в трех лицах или частях, из коих одна, пораженная, пала к стопам победоносного Российского воина, стоящего твердо с мечом и со щитом в руках; другая, терзаемая настоящим и будущим страхом, обращается с ужасом в бегство; третья, напрягшая всю силу руки своей для нанесения удара, но по сокрушении меча своего об меч Российский, с потупленною главою опрокидывается вспять: тако ярящаяся волна, ударяясь о каменную скалу, отступает от ней, в мелкие брызги рассыпанная».

Медали Толстого были столь популярны и любимы, что отливались не только в металле, но также изготавливались в гипсе, фарфоре и стекле. Кроме рельефов описанной серии, автор создал целый ряд и других медальонов, посвященным как мирным событиям, так и войнам с Персией и Турцией.

Ныне работы Федора Петровича Толстого и мастеров с ним сотрудничавших можно встретить в собрании ряда российских музеев, в том числе и в стенах главной экспозиции Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года, где хранится полный комплект серии медалей, посвященных Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии.

Материалы подготовлены музеем 1812 года.

09.10.2018 10:55
48