«Тот далекий 1941…»

Железнодорожники бок о бок с воинами Красной Армии обеспечивали победу над немецко-фашистскими захватчиками, вписали немало страниц в историю Отечественной войны. Советские железнодорожники своим самоотверженным трудом обеспечивали подачу войскам боеприпасов, горючего и продовольствия, высокими темпами и в любое время года, в любых условиях (Г.К. Жуков. Маршал Советского Союза, газета «Гудок» от 5 августа 1945 г.).

Из воспоминаний Виктора Ефимовича Бирюкова. Много чего он повидал за свою долгую и насыщенную событиями жизнь, но считал одним из самых её ярких эпизодов – эвакуацию паровозного депо с оборудованием и подвижным составом перед началом немецкой оккупации и радостное возвращение сразу после освобождения нашего города Малоярославца.

Виктору Ефимовичу пришлось собственноручно уводить от наседающего врага последний эшелон. Вот что он рассказал:

«День войны 22 июня1941 года застал меня в Малоярославце в должности начальника паровозного депо. Оно обслуживало главное направление Москва –Брянск – Киев и обеспечивало перевозки мощными паровозами серии ФД (Феликс Дзержинский). Кроме Малоярославца такие паровозы находились лишь в Брянске. От работы этих двух депо во многом зависела деятельность всей дороги. Начальный период войны для нас был характерен большим объёмом перевозок, связанных с эвакуацией заводов, оборудования фабрик, населения в восточные районы страны. Вступил в действие мобилизационный план. Мы решили перебазировать поближе к Москве большой запас паровозов, находившийся в резерве НКПС. Сформировали сплотки из двух-трёх паровозов с прицепленными к ним крытыми вагонами-теплушками для паровозных бригад и их семей. В короткие сроки резерв паровозов был переброшен на подмосковные станции. Эта операция преследовала две цели: уберечь паровозы от налёта вражеской авиации и сохранить кадры паровозных бригад, ремонтников и их семьи. Задуманное было блестяще выполнено. Таким образом, до начала систематических бомбёжек немецкой авиацией весь свободный от работы парк паровозов был эвакуирован и сохранился до возвращения обратно.

Несмотря на запрет райкома партии вывозить оборудование депо, чтобы, по их мнению, не создавать панику, мы в ночное время подавали в депо порожние вагоны, загружали их снятыми с фундамента станками, различным оборудованием, материалами и запасными частями. Были отправлены десятки вагонов. Оставалось погрузить станины бандажного станка и пневмомолота. При бомбёжке мощная бомба попала в поворотный круг и вывела его из строя. Отгрузить оставшееся оборудование стало невозможным. К концу сентября и началу октября вражеская авиация усилила налёты на Малоярославец и железную дорогу, поэтому движение поездов в дневное время было прекращено…

12 октября в 3 часа 30 минут утра немецкие самолёты появились над территорией станции и бомбили депо. Прямым попаданием были разрушены здание, механический цех, поворотный круг. Были убитые и раненые. В середине октября 1941 года началось отступление наших войск на участке Медынь – Малоярославец. 15 октября нам удалось сформировать состав из последних находившихся на станции вагонов и паровозов. В этом составе находился восстановительный поезд, а в вагонах-теплушках размещались семьи железнодорожников. Состав замыкали платформы, загруженные секретной техникой. В это время мы заметили колонну танкеток и мотоциклистов, пересекающую железнодорожный переезд. Медлить было нельзя. Я дал команду к отправлению поезда. Но состав стоял на месте. На мой вопрос: «Где машинист?» помощник машиниста ответил: «Машинист побежал домой, с семьёй проститься, они отказались уезжать.

Немцы пытаются взять поезд в кольцо, начинают мощный обстрел всего состава. Тогда я решил сам встать за правое крыло паровоза и спасать готовый к отправлению поезд. Длительный прощальный гудок возвестил, что мы покидаем станцию организованно, с чувством исполненного долга. Вскоре выяснилось, что, отъехав от станции километров пять, на перегоне Малоярославец – Шемякино самолёты разбомбили только что прошедший поезд.

Я останавливаю свой состав и приказываю разобрать завалы силами восстановительного поезда. Путь открыт, далее станция Балабаново. Находясь на месте аварии, мы услышали сильный взрыв – это оставшаяся на станции воинская команда, выполняя приказ, подорвала здание паровозного депо. Поскольку круг был взорван, а часть здания депо завалена, то немцы так и не воспользовались им.

Возвратились мы в Малоярославец 2 января 1942 года. На тех же самых паровозах, в тех же теплушках, где люди четыре месяца смогли жить. С освобождением Малоярославца было получено распоряжение о возвращении паровозов к месту приписки, и в феврале они начали прибывать. Возвращалось и оборудование, станки и другое имущество, отправленное в своё время в тыл. Радости возвращения людей, переживших разлуку с насиженными местами, не было конца. В течение двух месяцев нам возвратили из эвакуации весь паровозный парк. Разрушения депо были очень серьёзными. Но жизнь настойчиво требовала немедленно приступить к решительным действиям.

Мне вспоминается, что первым восстановленным объектом была баня с котельной установкой и пущенным в действие водоснабжением. За время оккупации народ истосковался по элементарным человеческим удобствам, и как только узнали о том, что открыли баню, потянулись семьями. (Заядлые парильщики старшего поколения хорошо знают и помнят железнодорожную баню, сейчас в этом помещении расположено кафе. Прим. автора).

А вскоре мы были приглашены в Кремль, где М.И. Калинин вручал государственные награды участникам освобождения Подмосковья от фашистских захватчиков. Среди награждённых был 31 железнодорожник. Из рук М.И. Калинина я получил орден Ленина.

Восстановление депо продолжалось в течение 1942-1943 годов. К середине 1943 года предприятие было не только полностью восстановлено, но и получило новое оборудование».

Вся жизнь Виктора Ефимовича Бирюкова неразрывно была связана с железнодорожным транспортом. Он занимал высокие посты в МПС СССР. Более 20 лет рука об руку трудился с председателем Госплана СССР Байбаковым, будучи его заместителем, курировал работу стальных магистралей. В 1985 году Виктор Ефимович посетил депо Малоярославец. Тогда и состоялась наша первая встреча. Встретился он со своим бывшим заместителем Алексеем Ивановичем Фёдоровым, которому уже тогда шёл девятый десяток. Вспоминали, конечно же, родное депо и железную дорогу–столько всего осталось в памяти о тех далёких и яростных сороковых. Позже, работая в Москве, я неоднократно встречался с Виктором Ефимовичем и надо признаться, что мои беседы с ним открыли многое, неведомое мне из истории развития железнодорожного транспорта, и, конечно же, из хроник становления нашего великого государства СССР. И мне стало предельно ясно, что самым величайшим богатством переломного, сложного ХХ столетия были люди, их убежденная вера в светлое будущее своей страны, истинно патриотическая любовь к Родине. По сути, эти люди были современниками той эпохи.

Умер Виктор Ефимович Бирюков в Москве в 2014 году на 102-м году жизни.

Н. Леонченко.

Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

(Исп. газ. «Малоярославецкий край» «Человек-эпоха», 2009 г., авт. Н. Леонченко).

28.12.2018 09:50
127