Трудовой выходной

Сто лет назад в Советской России прошли первые субботники. Самое активное участие в них принимали железнодорожники, на которых возлагались особенно трудные задачи: ускоренный ремонт подвижного состава и железнодорожного полотна, доставка людей и грузов к местам проведения работ. В архивных документах рассказывается о подготовке первого субботника, названного В.И. Лениным «Великим почином».

Вопреки распространенной легенде, идея субботника принадлежала не Ленину, или вернее, не только ему одному. В бюллетене Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профсоюза (Викжеля) говорилось: «Как советские поезда могут ездить в любое время дня и ночи, и люди, которые работают на них, также в состоянии трудиться постоянно». Для демонстрации трудовых цехов Викжель предложил провести 1 мая 1919 года «выходник» — в свободный от обязательной работы день люди по доброй воле должны были трудиться на производствах. Но «республиканский комиссар» путей сообщения Александр Емшанов отказался идти на поводу у профсоюзов. Он предложил подать личный пример и потратить выходной день на общественно полезный труд.

Первоначальное такое мероприятие должно было называться «воскресник», но название было изменено, чтобы избежать религиозного подтекста. Так появилось название «субботник». Главным камнем преткновения стал вопрос о том, следует ли субботник планировать или имеет смысл всё мероприятие отдать на волю самим трудящимся. Иные считали, что при таком отношении свобода грозит обернуться безответственностью. Для поддержания порядка откликнулся сам Дзержинский. Он предложил, чтобы в субботнике наравне с другими участвовали и чекисты. Они «будут работать и следить за порядком». Кроме того, «железный Феликс» дал и личный совет: «Труд должен быть людям в радость. Надо, чтобы они получали какое-то удовлетворительное вознаграждение за свою работу». Чтобы лучше работалось на открытом воздухе, решили пригласить духовые оркестры, которые должны были играть в несколько смен — это был бы их вклад в субботник.

Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся 10 мая 1919 года на Московско-Казанской железной дороге. А первый Всероссийский субботник был проведен по решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 года.

Н. Леонченко,

заслуженный работник транспорта Калужской области.

30.04.2019 09:05
543