Из малоярославецкой железнодорожной истории

В этом году будет отмечаться 120-я годовщина железнодорожного депо. Его судьба была сложной, насыщенной, боевой, трудовой и неоднозначной. В 1963 г. выходит брошюра Е.А. Васильевой «Края родные (Калужская область)», как учебное пособие для 4-го класса, в котором утверждается, что «до революции в городе [Малоярославце] не было промышленных предприятий» (1). И этот, как бы сейчас сказали, фейк учителя должны были втолковывать по всему региону и в Малоярославецком районе в частности. Чтобы оспорить этот принижающий наш город посыл, достаточно привести в качестве примера железнодорожное депо, которое занималось и ремонтом, и обслуживанием, и в чём-то производством. В 1999 г. к вековому юбилею организации была напечатана брошюра «Локомотивное депо Малоярославец. 100 лет», подготовленная сотрудниками военно-исторического музея 1812 г. Н.В. Котляковой и Е.А. Щебиковой. Добавлю к ней дополнительный фактический материал.

Памятники

В архитектуре:

— памятная доска на здании вокзала с надписью: «17 – 19 октября 1905 г. на ст. Малоярославец проходила первая политическая забастовка рабочих и служащих депо и станции»;

— памятный знак по правой стороне при выезде из города в сторону Обнинска с надписью: «4 и 6 августа 1906 года здесь состоялись политические митинги рабочих-железнодорожников и крестьян близлежащих деревень»;

— передняя часть локомотива ВЛ8-415 с надписью сверху: «Депо Малоярославец основано в 1899 году»;

— в здании депо стенд, посвящённый Герою Советского Союза Василию Петрову и фронтовикам-железнодорожникам. Петров закончил школу ФЗУ по профилю ж.д. и до призыва в армию работал в депо, так что восемь памятных моментов (на памятнике малоярославчанам-героям, недавно открытый сквер, 4 памятных доски, ЦВР его имени, пограничный кадетский класс) – это и памятники и железнодорожнику Петрову;

— у депо бюст основателя Советского государства В.И. Ленина, который не имеет прямого отношения к железной дороге, но установлен железнодорожниками, поддерживается ими в должном состоянии, и следует помнить, что целая плеяда малоярославецких работников ж.д. удостоены высшей награды СССР – ордена Ленина.

В топонимике:

— ул. Паровозная. Старожил города и в прошлом железнодорожник П.Г. Семёнов сообщил, что когда их семья в 1936 г. приехала в Малоярославец, эта улица уже была. На ней жили семьи железнодорожников Гусаковы, Зотовы, Яковлевы, Владимировы, Фёдоровы, Абрашины, Соломины, Климовы, Волохатовы, Гуч (у них некоторое время квартировал известный фотограф И.Я. Великанов) и др.;

— Вокзальная. Её история требует уточнения, сейчас на ней нет жилых домов;

— в мкр. Чуриково ул. Раевского, вроде в честь царского генерала, отличившегося в Отечественной войне 1812 г., но… раньше здесь находилось подсобное хозяйство ж.д. узла, в 1950-х его закрыли и начали строить дома для работников ж.д., и это место стали неофициально именовать городом железнодорожников. В протоколе заседания исполкома городского совета депутатов трудящихся № 15 от 5.06.1952 г. записано: «Утвердить название улиц, расположенных в железнодорожном городке… им. Раевского» (к 150-летию Отечественной войны 1812 г. – А.И.) (2);

— Станционная и Станционный проезд относятся к наименее благоустроенным;

— неофициальные, но прижившиеся в общении местных жителей названия городских мест: привокзальная площадь (кроме ж.д. вокзала, здесь и автовокзал), продуваловка (место, где когда-то продували котлы паровозов), завокзальный район – с другой стороны ж.д. путей от основной части города (его ещё называют кирпичным).

Организации, учреждения и заведения

«К октябрю 1898 г. на станции Малоярославец были возведены пассажирское здание (вокзал – А.И.), 6 жилых домов со службами, паровозное здание с мастерскими (депо – А.И.), пожарный сарай, наружный мост при пассажирском здании, товарная контора, 2 погреба для керосина, 4 сторожевых будки, казармы, водоёмное здание на реке Луже. В середине 1899 г. к открытию движения по ж.д. всё было готово, объявлены «тарифные расстояния» и названия 30 станций открываемой линии» (3).

По истории депо написано много, в т.ч. в моей статье «Генерал железных дорог» о В.Е. Бирюкове (4). В результате реформации на его базе сейчас работает путевая машинная станция ПМС-309, работники которой занимаются ремонтом путей, очисткой их от снега и оперативным ремонтом подвижного состава. Имеется общежитие для отдыха. Подробный, последовательный, со ссылками на источники материал ещё впереди.

Станция Малоярославец имеет протяжённость 2,5 км, за сутки через неё в обоих направлениях проходит около 240 поездов, ежедневно в кассах продаётся около 100 билетов дальнего следования и примерно 2,5 тыс. — на электрички. С сентября 1999 г. курсирует скоростной экспресс Москва – Калуга с остановкой в городе. В 2010 г. отремонтирован пешеходный мост над ж.д. путями (5).

Поликлиника – считалась местом работы квалифицированных врачей, вела приём и обычных жителей города, к сожалению, никакого исторического материала найти не удалось, поэтому только констатирую, что в 2009 г. была первая попытка ж/д её закрыть, закрыта в 2015 г. Вместо неё, как сообщалось, работает медпост, а по последним данным поликлиника № 2 с 6 врачами.

Учреждение начального профессионального образования: в конце 1920-х гг. при депо начала работать школа ФЗУ на базе ж.д. мастерских, преобразованная 2.10.1940 г. в железнодорожное училище №3, во время войны эвакуировано, с 1.01.1957 г. — ТУ-12, с 1984 г. – СПТУ-12, позднее — профессиональное училище №12, с 2011 г. – политехнический техникум, закрыто в 2014 г. под предлогом низкого набора студентов.

Железнодорожная школа: на заседании педсовета железнодорожной школы № 2 (протокол № 3 от 12.10.1951) принято решение ходатайствовать о «присвоении школе названия «Средняя школа № 2 Московско-Киевской ж.д. имени Саввы Ивановича Беляева». 15.11.1951 исполком горсовета удовлетворил ходатайство и постановил «предложить директору … школы тов. М.И. Никишкиной заменить вывеску и оформить соответствующие документы и выделить комнату для организации музея С.И. Беляева. Обязать директора музея 1812 г. тов. А.Е. Дмитриева выделить экспонаты из музея 1812 г. и оборудовать в средней школе музей С.И. Беляева. Председатель Горсовета Селивёрстов, секретарь Калинина» (6).

Детский сад № 97 начал работать в 1942 г. Из всех 8 городских детсадов – старейший. В настоящее время — № 7 «Алёнушка» на ул. Московской.

На основании распоряжения СНК СССР от 5.08.1943 №14936 организован Скрипоровский детский дом для детей-сирот железнодорожников Московско-Киевской ж.д., в 1980 г. преобразованный в пионерский лагерь «Магистраль». Работает и в настоящее время (7).

Клуб им. Ленина – в прошлом заместитель редактора газеты «Маяк» Н.Н. Розанов недавно рассказал, что здание было построено до революции из кирпича, купленного у Черноостровского монастыря, там, видимо, разобрали какое-то старое здание. Занимался этим Галактион Савельевич Еремеев, который какое-то время работал проводником вагона- ресторана в правительственном поезде. Умер во время немецкой оккупации в Малоярославце, могила не сохранилась. Первоначально до революции в здании был буфет. П.Г. Семёнов сказал, что эта информация нуждается в уточнении, но подтвердил, что первоначально это был еремеевский трактир.

Метеостанция – образована в 1927 г. как метеопост при железнодорожной станции. После освобождения города от оккупации работа восстановлена с 18 января 1942 г. Это указывает на важность погодных наблюдений и прогнозов для ведения боевых действий и в первую очередь для авиации и железнодорожного транспорта. В журнале… записано, что в этот день к работе приступили исполняющий обязанности начальника И.Сафонов и наблюдатели З.А. Фаценко и А.В. Королёв. Через два дня руководителем был назначен Ф.Ф. Волынко. С начала апреля 1942 г. открылся гидропост. В настоящее время — подразделение Калужского гидрометцентра.

В прошлом железнодорожники имели свой мощный отдел рабочего снабжения, магазин, а в здании вокзала какое-то время находился ресторан.

Следует также отметить, что в послереволюционное время на станции был пост ЧК и отделение милиции. В современное время линейное отделение внутренних дел, обслуживавшее 35-километровый участок ж.д. дороги, пролегающий по территории Боровского, Жуковского, Малоярославецкого районов, было упразднено где-то в 2008-2009 гг., но остался пост. Этот вопрос требует уточнения.

Одной из местных исторических загадок является вопрос, кто конкретно разрушал Монумент 1812 г., как это происходило и какова была реакция простых жителей. Ответа на этот вопрос не дал ни основатель музея 1812 г. А.Е. Дмитриев, нет его и в современной брошюре этого музея «Монумент в память Малоярославецкого сражения 12 октября 1812 года» (8). И вот «Маяк» 25 июля с.г. в статье «В славном граде Малоярославце» приводит одну версию этого события. Не давая ей оценки, считаю необходимым привести версию Бориса Обазюка (псевдоним Серафим Григорьев), имевшего в прошлом отношение к киностудии министерства обороны: «В 1932 году МОНУМЕНТА СЛАВЫ НЕ СТАЛО. Приезжаем мы со съемочной группой в город для съемок реконструкции боя [1812 г.] и создания сюжета о художнике Владимире Куликове. Из его рассказа, фронтовика, представителя знаменитой династии Куликовых: «Подогнали два трактора «Фордзон». На главу Монумента, как удавку, накинули стальные тросы. Тракторы дают полный газ. Из-под стальных, с шипами, колес «Фордзонов» летят искры. Но Монумент стоит! Раньше делали на века! Бабы плачут: «Что вы делаете, Ироды? Креста на вас нет!» Чекисты машут наганами: «Отойдите прочь!..» Видят – дело плохо. Надо в область отчитываться! Тогда позвали рабочих депо. Ремонтные слесари сообразили: нашли лаз, проникли внутрь Монумента и разобрали его до последнего болта и плиты. Кстати, узорные плиты эти еще долго лежали возле районной администрации. Всё остальное пропало, а что-то сдали в металлолом».

Материала о наших железнодорожниках в воспоминаниях, документах, фотоснимках не просто много, а очень много, но он разбросан по разным незначительным публикациям, которые зачастую повторяют друг друга, не внося ничего нового и интересного. Задача состоит в том, чтобы собрать всё это воедино, и тогда могла бы получиться вполне приличная по размерам книга. В ней многие малоярославчане и особенно те, кто имел или имеет отношение к железной дороге, могли бы найти для себя интересные события, факты и упоминания о людях этой важнейшей для страны профессии.

Александр Исаченко.

Источники:

1. Васильева Е.А. «Края родные (Калужская область)». Учебное пособие для 4-го класса. Калужское книжное из-во. 1963.

2. Архив Малоярославецкого района, ф.66, оп. 1, д. 68, л. 77.

3. Котлякова Н.В., Щебикова Е.А. «Локомотивное депо Малоярославец. 100 лет». 1999. С. 5.

4. «Малоярославецкий край». 26.07.2019.

5. Исаченко А.М. «Малоярославец сегодня». «Малоярославец. История и современность». Из-во «Фридгельм». Калуга. 2013. С. 329-330.

6. Архив Малоярославецкого района, ф.66, оп. 1, д. 59, л. 153 и 155.

7. Подробнее Сумская С.Е. «Родина детства. К 100-летию основания первой школы-колонии Малоярославецкого уезда. Из-во «Ноосфера». Калуга. 2019.

8. Из-во «Золотая аллея», Калуга, 2011.

02.08.2019 11:00
103