Театральный год - Газета Малоярославецкий край. Официальный сайт

Театральный год

В соответствии с указом Президента РФ от 28.04.2018 № 181 2019 год объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования.

Театр – от греческого буквально означает место для зрелищ или само зрелище. Театр является синтезом различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного и других – и обладает собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр. Театр имеет различные виды: драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимы и др.

В древней Греции крупные полисы имели свои театральные площадки, и театр был важнейшим элементом досуга. После падения Римской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин (1).

Истоки русского театра — обряды, праздники, связанные с языческой культурой славян. Они сопровождались магическими действиями, песнями, плясками, заклинаниями. В представлениях принимали участие ряженые, изображавшие мифологических существ, языческих богов и т.д. На Руси становление театра связывается с появлением скоморохов – бродячих певцов, музыкантов, дрессировщиков, акробатов. Позже скоморошество подверглось преследованиям и гонению, так как церковь приравнивала их к язычникам и карала наравне с ведьмами и колдунами.

Изучение малоярославецкой театральной истории выявило несколько примечательных моментов. В городской топонимике советского периода этот вид искусства был отмечен Театральной улицей (переименована в улицу Гр. Соколова), где находился ДК с популярным драмкружком, Ново-Театральным проездом и Ново-Театральным тупиком. Вольно или невольно это означает, что все виды искусства, вместе взятые, у нас должны быть менее популярны, чем один театр, т.к. в честь музыки, архитектуры, литературы улицы не назывались. Это также значит некоторую недооценку ленинского утверждения, что «для нас важнейшим из искусств является кино». При изучении вопроса оказалось, что единственным местным историком театра является Е.В. Соколова со статьёй «…И смех, и слёзы, и любовь…» с подзаголовком «Из истории развития и популяризации драматического искусства в Малоярославецком районе». Статья обзорно-историческая, полезная, с фотоиллюстрациями. Но зачем её печатать в брошюре малоярославецкого архива к 90-летию архивной службы России, изданной в 2008 году (2)? И, кстати, без единой ссылки на архивы или другие источники. Скорее всего, статья была написана по другому поводу, ранее уже использовалась, а в архивном издании просто заполняла пустующее место. Также следует отметить, что в главных книгах по истории города и района (3) местный театр царского времени не упоминается.

Ударом по дефициту театральной информации в историческом плане (заметок о каких-то отдельных спектаклях или выступлениях актёров вполне достаточно) можно считать текст «Театры в Малоярославце» в информационно-аналитическом справочнике Maloyaroslavec.spravka-region Малоярославец (Калужская область). Если бы этот текст с набором общих фраз и без единого факта или фамилии не был бы применим с одинаковым успехом для Тулы или Воркуты (4).

Мощный импульс местному театральному делу связан с деятельностью комсомола. После Октябрьской революции городская и сельская молодежь группировалась, как бы сейчас сказали, в кружках по интересам, в которых в т.ч. разыгрывали какие-то сценки. Одна из первых комсомолок Анна Сергеевна Волкова-Сахарова вспоминала, что в ходе атеистической пропаганды «в 1922 и 1923 годах проводили ''комсомольские пасхи''. Во время пасхального крёстного хода мы, комсомольцы, парни и девушки, наряженные попа́ми и монахами, богами, святыми, с шумом, пением частушек вроде: ''Отец благочинный/Пропил тулуп овчинный'' и ''Долой, долой монахов, раввинов и попов, залезем мы на небо – разгоним всех богов'' и тому подобных подходили к церквям. Но такая атеистическая пропаганда мало что давала, и потому стали проводить диспуты, где выступали атеисты-коммунисты и священники» (5). Галина Владимировна Калязина была в числе эвакуированных из-за голода в 1922 г. из Татарии от Ижбобьинской школы-коммуны в Малоярославец и участвовала в городском драмкружке при клубе Ленина (6). Паровозный кочегар нашего депо Максим Андреевич Дорощук был в 1920-е годы участником массовых комсомольских походов по деревням Городня, Меньшовка, Трубицино, Ожогино и др. с концертами художественной самодеятельности и антирелигиозных вечеров под рождество и пасху (7). Зинаида Даниловна Ряскина работала пионервожатой Ильинской школы и вспоминает, что ставили спектакли, средства от которых отдавали в комитет бедноты и на детей бедняков (8).

В 1920-е годы «сотрудниками правовых организаций (видимо, имеются в виду прокуратура, милиция и суд – А.И.) проводились «показательные процессы» — инсценировки» (9). В середине 1930-х годов «в техникуме, Доме пионеров и Доме культуры работали литературный, переплётный, авиамодельный, фотографический кружки, а также кружок по изучению ручного пулемёта» (10). Театрального, как видим, нет.

Позднее в РДК на ул. Театральной такой кружок был организован. «В марте-апреле [1938 г.] под руководством О.А. Челышева начал свою творческую деятельность Театр рабочей молодёжи (ТРАМ). 21 апреля состоялась премьерная постановка пьесы Н.В. Билль-Белоцерковского «Пограничники», в июне был поставлен новый спектакль по пьесе К. Тренёва «Любовь Яровая», над художественным оформлением которого работал художник Ю.Ю. Блюменталь.

В феврале 2019 г. КПЦ «Единство» презентовал пятый выпуск своего альманаха «Имена и время». Здесь в главе «С любовью к Мейерхольду» рассказывается о малоярославецком этапе жизни дочери и внучки знаменитого режиссёра Всеволода Мейерхольда (11).

Театральные тенденции в 1930-е годы в СССР колебались вместе с генеральным курсом партии от ультрареволюционности Демьяна Бедного до поддержки Маяковского и даже до популяризации Булгакова с его «Белой гвардией». Вероятно, это нашло отражение и в малоярославецком театральном сообществе. В то время наш район был частью Московского региона. В решении Мособлисполкома № 20/1 1041 г. «О работе театров Московской области» отмечалось: «Театры… за последнее время несколько улучшили свою работу по обслуживанию трудящихся постановками советских пьес, пьес русской и западной классической драматургии. В 1940 г. театры дали 3648 спектаклей и обслужили свыше 2 млн зрителей. Наряду с этим в репертуаре ряда театров мало советских пьес, колхозные передвижные театры недостаточно обслуживают постановками сельское население. Стационарные театры ещё не перестроили свою работу в связи с отменой целевых спектаклей и финансово-производственного плана не выполняют, работают со значительными убытками и находятся в тяжёлом финансовом положении». И далее «2. Предложить областному Отделу по делам искусств обеспечить широкое развёртывание политико-воспитательной работы и творческой учёбы актёров, организовывать встречи работников театров с крупнейшими мастерами искусства, еженедельные занятия художественных руководителей и директоров по вопросам марксистско-ленинского искусствоведения, систематическое проведение лекций и докладов по вопросам политики и искусства в театрах…

8. В целях более полного и лучшего обслуживания сельского населения театрально-зрелищными мероприятиями… не менее 20 % спектаклей передвижных театров организовать для колхозного зрителя, применяя в передвижных театрах портативное оформление, и установить продажную стоимость спектаклей для колхозных площадок не выше тысячи рублей.

9. Одобрить организацию специального колхозного театра с небольшим актёрским составом для обслуживания глубинных колхозно-совхозных площадок, присвоив ему название «Московский областной театр имени Мособлсовета»…

11. Обязать исполкомы районных Советов оказывать содействие передвижным театрам, приезжающим на гастроли в районы (обеспечение жильём, транспортом и помогать им в организации колхозного зрителя, подвоз колхозников к месту показа спектаклей и т.д.)» (12).

С началом войны сеть культурных заведений Московской области и без того неширокая стала сокращаться. При этом Мособлисполком ходатайствовал перед Совнаркомом РСФСР о приобретении трёх газогенераторных грузовиков (работали на дровах) для театров области (итог ходатайства неизвестен), но уже 13 августа принял решение о сокращении и реорганизации театральной сети Подмосковья. Были закрыты 1-й Колхозный художественный театр, Театр имени Горького и Театр комедии и эстрады. Театр камерной оперетты был преобразован в Театр политического обозрения; будущую деятельность нового заведения культуры посчитали важной и выделили ему дотацию в 50 тыс. руб. за счёт перераспределения средств, отпущенных театрам области. Театр кукол сократили до одной труппы. Всего по области было уволено около 200 театральных артистов. Артисты стали ходить по судам, требуя компенсаций, и власти Подмосковья, видимо, удовлетворили их требования, т.к. суды встали на сторону артистов, пообещав наложить арест на текущий счёт отдела по делам искусств Мосгорисполкома. Сокращалось и количество площадок для развлечения, т.к. дома отдыха за редким исключением прекратили свою деятельность, а сельские клубы попросту позакрывали (13).

Следует уточнить, что городские топонимы «Ново-Театральный проезд» и «Ново-Театральный тупик» появились в городе после переименования ул. Театральной (до революции – Дворянской) в ул. Гр. Соколова.

Накануне Великой Отечественной войны в Малоярославецком районе «действовали 25 драмкружков (196 участников)» (14). В конце войны их работа начала восстанавливаться. Наиболее популярным был кружок при РДК (15). Редактор газеты «Искра» В.М. Беспалов отмечал, что «широко известен и драматический кружок Дома культуры, организованный более 25 лет назад. Им осуществлено более 50 постановок произведений советских и зарубежных драматургов» (16). Подготовленная им «литературно-музыкальная композиция «Сказание о граде Малоярославце» вызвала большой интерес и получила высокую оценку не только у местных зрителей, но и в Центральном доме народного творчества в Москве» (17).

Александр Исаченко.

(Продолжение следует).

Источники:

1. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 г. М. «Искусство», 1941.

2. «Наш век пройдёт. Откроются архивы». По материалам архивного отдела Малоярославецкого района. М-ц. 2008.

3. «Малоярославец» (1962), «Малоярославец. История и современность» (2002 и 2013), «Земля моя – судьба моя» (2004).

4. Текст подписан так: «Информационно-аналитический справочник Maloyaroslavec.spravka-region Малоярославец (Калужская область) носит исключительно ознакомительный характер, не является публичной офертой… По всем возникающим вопросам пишите через форму обратной связи в контактах или на regionspravka@yandex.ru. Cправки по телефону +7(906)-246-30-39».

5. Папка с биографиями и воспоминаниями ветеранов комсомола, переданная в апреле 1982 г. на хранение в Малоярославецкий райком ВЛКСМ. В настоящее время хранится в фондах военно-исторического музея 1812 г.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Е.В. Суворова, Е.А. Щебикова. «Малоярославец. История и современность». 2013. С. 229.

10. Там же. С. 251.

11. «Имена и время». Составители З.Н. Старыгина, Г.И. Гришина. Малоярославец. 2019. С. 5-36.

12. ЦГАМО. Ф.2157. Оп. 1. Д. 2145. Л. 2-4. Подлинник.

13. Казакевич А.Н. «Повседневная жизнь Московской области. Июнь 1941 г. – февраль 1942 г.». «Московская битва – народный подвиг во имя победы. Свидетельства, документы, материалы». Документальные памятники архивного фонда Московской области. 2016. Т. 1. С. 52-53.

14. «Земля моя – судьба моя». 2004. С.74.

15. Там же. С. 169.

16. Беспалов В.М. «Малоярославец». Издание 2-е. Калужское из-во. 1962. С. 187.

17. «Малоярославец. История и современность». 2013. С. 311.

12.11.2019 12:45
53

Наверх страницы