Театральный год. Продолжение - Газета Малоярославецкий край. Официальный сайт

Театральный год. Продолжение

Продолжаю рассказ о малоярославецком театральном искусстве во Всероссийский год театра, начатый в нашей газете 8 ноября 2019 г.

В статье Т.П. Жидковой о местном поэте Василии Ивановиче Чубкине пишется, что «он в союзе со Шмакиным и Демидовым создал «Сказание о граде Малоярославце». Музыку написал композитор Александр Николаевич Пожарский. Он же поставил «Сказание». Декорации готовили художники: Анвельд, Владимир Куликов, Григорий Пахомов и Дмитрий Трещалин. Эскизами костюмов «заболел» преподаватель железнодорожного училища Павел Николаевич Демидов. Консультантом по истории родного края был директор музея 1812 года, учитель А.Е Дмитриев.Такая масштабная работа была сделана впервые, этим объяснялось волнение и торжественное настроение зрительного зала перед началом представления. Премьера состоялась в кинотеатре. О том, как горячо зрители приняли «Сказание», написал А. Дмитриев. Статью напечатали в «Искре» 25 июня 1948 года. Автор с гордостью сообщает о том, что исполнители монтажа — учащиеся, рабочие, служащие и интеллигенция города. Например, соло былины исполнил Осипов, помощник машиниста депо, ему аккомпанировал на гуслях, сделанных собственноручно, колхозник П. Федоров из с. Боболи. Великолепный чтец Дмитрий Трещалин умело передавал всю глубину и разнообразие чувств. Общественность Малоярославца, как вспоминают очевидцы, была потрясена премьерой. А ведь сделали это целиком и полностью местные композиторы, поэты, художники, музыканты, драматические и хоровые артисты – «могучая кучка» объединенных одной целью людей… Постановка «Сказания о граде Малоярославце» была возобновлена в 1960 году, когда город отмечал свое 550-летие. И опять ей сопутствовал огромный успех» (1).

Полный текст этого сейчас уже подзабытого произведения был напечатан в 3-м выпуске альманаха КПЦ «Единство» «Имена и время» в 2008 г. (2). Здесь же указано, что соавторами текста были П. Демидов и Л. Шмакин. Информация о выходе альманаха и наличии в нём текста «Сказания» появилась в областной газете «Весть» (3). К сожалению, мне не удалось найти более подробной информации о других авторах «Сказания», выяснилось только, что художник Анвельд на самом деле художница, а Шмакин работал в райкоме комсомола.

В конце войны, по рассказам местных жителей, в Игнатьевском находился фильтрационный лагерь НКВД для коллаборационистов (старосты, полицаи, много латышей). Позднее он был преобразован в подсобное хозяйство Главного управления войскового снабжения МВД СССР № 1 (4). По воспоминаниям главного редактора газеты «Малоярославецкий край» А.В. Езерского, проживавшего какое-то время в Игнатьевском, клуб подхоза имел в 1950-х гг. театральный кружок, а здание клуба (сейчас в частной собственности – А.И.) было выстроено в 1954 г. (на здании написано «1956» — А.И.).

В советское время в 1950-е годы и позднее источником театральной культуры было радио, которое имелось в каждой квартире или доме и работало почти без выключения. По нему транслировались детские радиоспектакли, инсценировки русских народных сказок и сказок Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, рассказов Аркадия Гайдара, в передаче «Театр у микрофона» — радиоспектакли для взрослых. Не скажу, что я был заядлым театралом, но когда бабушка поручала мне – школьнику, а потом и курсанту военного училища скучное и долгое занятие собирать в саду ягоды, такие передачи по транзистору слушал с удовольствием. Кстати, бабушка в войну служила в клубе при госпиталях, участвовала в различных постановках для раненых. В 1960-1970-е гг. она руководила народным театром при РДК в г. Нестерове Калининградской области, в котором были взрослая и школьная труппы. Мне доводилось быть и на репетициях и на выступлениях этих самодеятельных артистов. В ДК имелся автоклуб, а проще автобус, на котором они ездили с постановками по посёлкам района, в другие города области и даже в соседнюю Литву. Думаю, что-то подобное было и в Малоярославце.

Позднее с распространением телевидения в массовую культурную практику вошли телеспектакли и фильмы-спектакли. Наиболее популярным был, как сейчас бы сказали, телесериал «Следствие ведут знатоки», который продолжался с 1971 по 1989 г.

А в школьную программу 1970-х гг. входили пьесы А.Н. Островского «Гроза», А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Мельком говорилось о военной пьесе А.Е. Корнейчука «Фронт».

В 1988 г. в честь 70-летия комсомола в Детчино состоялась премьера спектакля по сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Это представление – результат долгой и кропотливой работы дружного, сплочённого театрального коллектива Детчинского совхоза-техникума под руководством заслуженного учителя РСФСР Я.Н. Анельгольма. Идея постановки принадлежала секретарю комитета ВЛКСМ Павлу Сергееву. По воспоминаниям заслуженного работника культуры Калужской области Александра Кускова, «репетировали по вечерам, невзирая на усталость после учебного и рабочего дня, с каждым днём всё больше вживаясь в образы своих героев. Конечно, старались — это было время, когда сомневаться и не дорабатывать было просто неприлично. Замечательная игра актёров, чёткая и профессиональная работа звукорежиссёра Александра Зеленцова, оригинальные костюмы, заказанные и пошитые на средства профсоюза совхоза-техникума, яркая работа художника Юрия Ивановича Рачкова, и, конечно, неповторимый стиль режиссёра-постановщика Яна Анельгольма – вот составляющие успеха очередного шедевра театрального коллектива и комсомольцев совхоза–техникума».

Самым новым и наиболее полным изданием по истории нашего района является книга «Земля моя – судьба моя», напечатанная в 2004 г. В главе «Малоярославецкий район сегодня», рассказывающей о постсоветском периоде, в разделе «Культура и спорт» (5) отсутствует само слово «театр» и о драматическом направлении искусства не упоминается. Можно предположить, что в этом плане хвалиться было нечем или авторы просто забыли о театре. Но даже если каких-то серьёзных достижений на местных театральных подмостках не случилось, то это не означает, что малоярославчане забыли о театре как таковом.

В 1997 г. в городе начал работать Центр культуры и отдыха «Огонёк» (первый директор И.Г. Кузнецова), одним из подразделений которого был кукольный театр с профессиональными актерами из Обнинска Анатолием Панфёровым и Носовой (имя или инициалы неизвестны – А.И.). Его творчество продолжалось, по крайней мере, до середины 2001 г.

«Начиная с 1987 г., каждую осень в городе проводится театрализованный праздник «День Малоярославецкого сражения» с участием военно-исторических клубов России… Праздник полюбился горожанам и привлекает большое количество туристов» (6). На тот момент это была одна из первых исторических реконструкций, проводившихся ещё в Советском Союзе. С просьбой рассказать о зарождении этого мероприятия я обратился к бывшему директору нашего военно-исторического музея 1812 г. заслуженному работнику культуры РФ Н.В. Котляковой. Вот её рассказ: «Да, так мы его тогда называли – театрализованный праздник. А возник он по инициативе [нашего] музея. Городские власти поддержали меня в этом вопросе. Были задействованы все службы города. Через р. Лужа был построен мост деревянный, по нему местные жители покидали на лошадях город, горели дома у реки. А на другом берегу реки было само сражение, зрители смотрели на этот спектакль, стоя на городище. Тогда еще не было военно-исторических клубов. Я обратилась за помощью к режиссеру одного из московских парков. Он уже делал подобные сценарии на Бородино. Он согласился, собрал команду, и началась подготовка к первому масштабному действу. Костюмы брали на «Мосфильме». Очень нам помогло тогда Министерство культуры России. Одевали в эти костюмы учащихся технического училища, детчинского техникума, много москвичей тоже было. Пушек не было тогда. Вырезали из фанеры контуры орудий, около них закладывали взрывпакеты, была полная имитация взрывов. Комментарий был на двух языках – французском и русском. Было очень красочно и интересно. Зрителей было очень много. С тех пор этот праздник стал постоянным в городе, и долгие годы его проводил и организовывал музей 1812 года. Но этот — первый праздник — остался в памяти навсегда. Я была в городе в октябре на 80-летии музея и на всех торжествах. В душе своей я гордилась, что наш музей стоял у истоков всего того, что сейчас происходит в городе в эти дни. Крестный ход, научные конференции, восстановление монумента, установка памятника М.И. Кутузову, издание книги и т. д.»

На юбилейном празднике с реконструкцией сражения в 2012 г., посвящённом 200-летию Отечественной войны 1812 г., побывало около 30 тысяч зрителей.

Уличным театрализованным представлением в 2002 г. было отмечено и празднование 600-летия Малоярославца. Основатель города князь Владимир Храбрый медленно скакал на коне, а за ним шли его родственники и дружинники.

В последние лет пять малоярославчанам и гостям нашей земли предлагается целый набор театрализованных зрелищ с участием военно-исторических клубов:

— реконструкция «Красные юнкера» о боях на Варшавском шоссе в Ильинском;

— реконструкция боя 22 июня 1941 г. с подвигом Василия Петрова;

— реконструкции боя за освобождение Малоярославца прошли после митингов 30.12.2016 и 29.12.2018;

— 12 октября с.г. прошла первая военно-историческая реконструкция на кинокомплексе «Военфильм – Медынь» с использованием военной техники Красной армии и Вермахта музея Владимира Задорожного, посвящённая подвигу подольских курсантов в октябре 1941 г.

Но самой старой театрализованной постановкой, объединяющей все этапы существования Малоярославца, является, конечно же, выступление Деда Мороза и Снегурочки у Новогодней ёлки.

Театральная общественность нашего города с удовольствием ходит на спектакли московских и калужских театров, дающиеся в ЦРК и РДК (сейчас ЦКиТ – А.И.), и встречи со знаменитыми актёрами. Часто организуются коллективные поездки в театры столицы и Калуги. Так, 9.04.2017 по приглашению Союза городов воинской славы и по инициативе Главы города О.А. Жуковой для поощрения работников, активно участвующих в патриотической деятельности, состоялась поездка в Москву в Центральный академический театр Российской армии на музыкальный спектакль «Севастопольский вальс».

А 16 октября с.г. на закрытии калужского областного фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Муравейник» было отмечено, что народный коллектив малоярославецкого театра-студии «13 стульев» обошёл других 15 претендентов на победу и стал лауреатом I степени, лауреаты II степени – участники из Обнинска, Калуги и Ермолина. III место у Мосальска.

Эта студия родилась в 1998 г. как театральный кружок в 1-й школе. Её название носит случайный характер по числу стульев, на которых сидели будущие студийцы, договариваясь о совместной работе. Организовала и вела кружок Галина Воленко, родом из Сибири, закончила исторический факультет Калужскогого педуниверситета. Рождение театра состоялось в мае 2001 г. постановкой шекспировского «Короля Лир» на сцене РДК (директор Е.С. Хмелевская). Инициатор, руководитель и режиссёр Галина Николаевна объяснила словосочетание «театр-студия» так: театр — это стабильное, классическое, а студия – эксперимент. Потом были уже в ЦКиО «Огонёк» (директор Я.В. Богданова) «Сказ про Федота-стрельца – удалого молодца», «Любовь к трём апельсинам». Костюмы делали сами, всё держалось на самодеятельности. Второй период деятельности театра-студии связан с приглашением директором ЦРК Л.В. Малыгиной. Театр-студия вышла на всероссийскую арену, выступив в Москве, Питере, Калуге, Щёлыково Костромской области, Ангарске Иркутской области. На III нынешнем этапе — в ЦКиТ (директор Р.В. Овсянникова). Само перечисление постановок достаточно объёмно: «Гадание под Рождество», «Русалочка», «Предназначена на слом», «Снежная королева», «Золушка», «Игра» (по С. Беккету), «Синяя птица», «Приключения Питера Пэна», «Игра в джунгли», «Свои люди – сочтёмся!». Драматические выступления дополнены театром танца. Сейчас к репетициям приступило третье поколение студийцев. А гордость студии – Роза Агаева – учится в Москве на режиссёра массовых мероприятий. Следует отметить, что студийцы своими зажигательными спортивными танцами украшают основные мероприятия общегородского или районного уровня, выступили в Центре кино с постановкой о судьбе художницы Елизаветы Чернявской на презентации книги Т.П. Жидковой о ней «Я к вам пришла…»

А исследование театральной жизни Малоярославца должно быть продолжено.

Александр Исаченко.

Фото автора.

Источники:

1. Жидкова Т.П. «Маяк» в лицах и судьбах: Василий Чубкин». Газета «Маяк». Дата отсутствует.Интернет страница «БЕЗФОРМАТА». Maloyaroslavec.bezformata.com/listnews/litcah-i-sudbah-vasilij-chubkin/42229649.

2. Гришина Г.И., Старыгина З.Н. «Имена и время» №3. КПЦ «Единство». Малоярославец. 2008. С. 84-87.

3. Жидкова Т.П. «В былые дни и ночи». «Весть». 28.11.2008.

4. Романов Анатолий «Война и мир Тараса Боброва» (очерк). Альманах «Имена и время» КПЦ «Единство» № 3, 2008 г. М-ц. С.88.

5. «Земля моя – судьба моя». 2004. С. 195-199.

6. «Малоярославец. История и современность». 1-е издание. 2002. С. 230.

22.11.2019 10:15
29

Наверх страницы